Оказаться на них можем мы все. Счёт пошел на дни и часы…
…Быть отвлеченно-взвешенным в данные дни сложно. Не потому что есть симпатии и антипатии, не оттого, что гражданская позиция требует четкости, а оттого, что из всех возможных вариантов противостояния в Украине стал реализовываться самый негативный. Мы все – свидетели, а политики с обеих сторон – соучастники этого преступления. И за него придется отвечать.
Почти двадцать три года наша страна имела и с разной степенью успешности реализовывала уникальный исторический шанс: без масштабных гражданских потрясений перейти от тоталитарного советского прошлого к демократическому будущему. Модно сегодня распространяться о том, что тогда, в 1991-м, у кого-то что-то «украли», чаще всего звучит слово «Родина», однако 90 с лишним процентов украинцев и почти 55 % крымчан идею независимости Украины поддержали. А значит – дали согласие на участие в созидании нового государства со всеми его противоречиями. Да, процесс данный не мог быть простым и быстрым, да, в верхах государства зачастую оказывались личности очень сомнительных устремлений и качеств, однако процесс шел. Собственно, только Украина и Казахстан на бывшем постсоветском пространстве смогли избежать открытых гражданских противостояний и тем более – гражданских войн. Прибалтика была вынуждена оспаривать свое право на независимость в уличных боях, о примерах Грузии, Таджикистана, Молдовы, России говорить не приходится – они слишком наглядны.
И что же теперь? События 18-19 февраля имеют все шансы стать поворотной точкой в новейшей истории Украины. Произошло то, чего до этих дней нельзя было представить: даже оранжевая революция и политический кризис 2007 года кажутся сегодня детскими забавами. Отсутствие политической воли и доверия, желания найти реальный выход из сложной ситуации стоит уже 35 (!!!) человеческих жизней, сотен тяжелораненых, тыс. потерпевших, заполнивших все киевские больницы. Кто ответит за это? И кто ДОЛЖЕН ответить?
Мы все слишком привыкли к тому, что имели роскошь наблюдать за различными противостояниями в мире отвлеченно: с экранов ТВ и порталов интернет-сайтов. И мы удивлялись, когда в Египте или Таиланде люди гибли десятками, искренне полагали, что у нас этого быть не может. Смотря сегодня на пепелище Майдана Незалежности, можно с уверенностью констатировать: мы были слишком беспечны и безответственны, мы жили, полагаясь на славянское «авось пронесет», зачастую считая, что та самая «хата» и вправду окажется «с краю». А оказывается, хата полыхала и полыхает уже вовсю…
Назначить виновных – проще всего. И обе стороны сделают это с удовольствием. Однако это будет обычной борьбой со следствиями, а не с причинами. А причины не новы. Они в несовершенстве государственной системы, закрытости власти (сюда входит и оппозиция – обязательная часть законодательной власти), вседозволенности чиновников и безнаказанности казнокрадов (с обеих сторон!), возрождении всех форм экстремизма и криминалитета. Вот об этих кричащих вещах должны были говорить и принимать решения все данные недели политики. А оказалось, им проще допустить массовые убийства и захваты органов власти, чем найти точки соприкосновения.
В этой ситуации не может быть однозначно верной позиции. Может быть только сожаление и пока что обычная человеческая злоба на то, куда политики наши ввергли страну. Ведь о какой Европе после всего этого может идти речь? Европе не в смысле интеграции, а в самом широком смысле.
Выводом из происходящего может стать только одно: сегодняшний Майдан Незалежности – это проекция ближайшего будущего страны, если те, кто постоянно смотрит на нас из телевизора не найдут в себе силы договориться, покаяться, а быть может – уйти, признав тем самым свою ответственность за происходящее. Иначе обломки Украины придется собирать другим. То есть – всем нам.