«Газета» побеседовала с историками о том, как объективно осветить в новейшей истории страны то, что происходило 22 года назад в Форосе и о том, что ждет Украину в ближайшем будущем.
Накануне Дня Независимости мы задали авторитетным историкам, будущим авторам новой книги по истории Крыма два вопроса. Первый: что в новой книге по истории Крыма должно быть написано про август 1991 года и что должен содержать объективный взгляд на это время, когда Крым стал частью независимой Украины. Второй вопрос не совсем для историков, однако все же: каким вы видите Украину и Крым в перспективе жизни нашего поколения?
«Перед праздником хочется верить, что все будет хорошо»
Андрей Иванец, кандидат исторических наук, консультант Крымского филиала Национального научно-исследовательского института украиноведения и всемирной истории МОНМС Украины:
1. А в чем проблема, события данные хорошо известны и описаны! Конечно, на них есть разные взгляды у историков и политиков. Есть ряд механизмов как нивелировать субъективизм в написании истории, в том числе – привлечение историков из разных научных школ и этно-социальных групп и использование точно установленных фактов, возможно, в ряде случаев приведение разных интерпретаций этих фактов. В Крыму путчистами был изолирован президент СССР, об их действиях он, возможно, догадывался, хотя вряд ли координировал свои действия с ними. Попытка сохранить СССР в предыдущем его состоянии, предпринятая путчистами, провалилась и сорвала процесс превращения СССР в конфедеративное государство. Путчисты спешили не допустить подписания Всесоюзного договора, им это удалось, только с результатом, противоположным тому, на который они рассчитывали.
2. Нас ждет что-то хорошее, вопрос только, как быстро это произойдет. Украина занимает одну из лучших транзитных позиций в мире, мы обладаем уникальными условиями в космической сфере – полным циклом производства космических и летательных аппаратов. У нас образованное население. Однако, к сожалению, пока мы используем свои плюсы недостаточно эффективно. Перед праздником хочется верить, что наше поколение ещё успеет увидеть плоды позитивного развития страны. Являются ли украинцы и крымчане патриотами Украины? Соцопросы показывают, что больше 80% населения считают себя патриотами. Люди по-разному, однако любят Украину. Крымчане постепенно ощущают себя частью большого украинского пространства, тем более что сейчас во власти близкие к большинству крымских избирателей политические силы, и это заметно увеличило количество крымчан, какие позитивно относятся к своему государству.
«События 1994 года в Крыму вырастают из августа 1991-го»
Андрей Никифоров, кандидат философских наук, доцент кафедры политических наук ТНУ им. В. И. Вернадского:
1. В разделе о событиях 91 года много места будет уделено как крымскому следу всего тогда происходившего, так и тому, что те события дали толчок развитию крымского республиканского движения. Оно появилось именно на этой волне и подняло градус политической активности крымчан, предопределило дальнейшее развитие нашей республики, её становление. События 1994 года вырастают из августа 1991-го. В чем я вижу сложности, если бы я писал данный раздел? Очень близки данные события к времени, когда мы собрались о них писать. Это не позволяет посмотреть на них свысока, они политически заострены. Ещё живы очевидцы и участники, они все имеют собственную точку зрения на происходившее, и поэтому, с одной стороны, для объективности надо учитывать их разные позиции, а с другой – все равно найдутся недовольные, мнение которых не так отобразили.
2. Поколение более слабое, хуже профессионально подготовленное и при этом на его век выпадут довольно тяжелые испытания. В нынешнем кризисе мы находимся в полете вниз и подобно парашютистам уже расслабились, а ведь падение закончится приземлением. Насколько оно будет мягким – сомневаюсь... Старшему поколению крымчан, к которому и я принадлежу, видится задача обеспечить Крыму максимально мягкое приземление.
«Крымскую автономию никто не даст ликвидировать»
Дмитрий Омельчук, руководитель группы исследователей «Реабилитированные историей», кандидат исторических наук:
1. Надо будет показать перемены в построении крымского политикума, а они и вправду были, от иллюзии возможности перехода в Россию. Ну, помните мешковщину? Казалось, ну подумаешь, границы можно передвинуть. А потом пришло понимание того, что все-таки исторически так сложилось, что мы будем оставаться в границах Украины. Вот эта перемена – первый момент. Второй – придется серьезно анализировать психологические компоненты укро-крымского сообщества в плане вхождения в украинское общество, потому что для крымчан центром была Столица России. И в культурном плане и в кадровом. И переход на Киев был достаточно непростым. Очень бы хотелось, чтобы в книге были объективные расчеты, показывающие, как менялось положение крымчан.
2. Судьба Крыма зависит от того, каким путём пойдет Украина. Крым, безусловно, останется в составе Украины и автономию, я уверен, никто не даст ликвидировать, однако качество жизни крымчан в будущем меня очень волнует.
«События 22-летней давности это ещё не история»
Александр Герцен, доктор исторических наук, декан исторического факультета ТНУ им. В. И. Вернадского:
1. Надо дать слово участникам событий, и тем и другим, хотя это будет больше публицистика, чем исследовательская работа. События 22-летней давности это ещё не история, это больше политология. Стоит ли приводить версии того, почему Горбачев, предчувствуя происходящее, уехал в Форос? История – это фиксация фактов, однако не их объяснение, не интерпретация происходившего. Я бы изложил суть происходящего со ссылкой на имеющиеся документы и приложил бы список литературы.
2. Вот это вопрос не ко мне, у меня как у историка слишком много проблем с прошлым.
Беседовала Валентина Воробьева
На фото: 22 августа 1991 года. Горбачев вернулся в Москву после Фороса
По материалам информационного агентства Крымская газета