«Я считаю своим долгом уделять внимание детям»
«Дорогие мои! Живу сейчас только гастролями в Крыму, очень хочется сделать много нужного и полезного. Хочу всем вам сообщить, что перед концертом будет проходить моя открытая показательная репетиция. Вы сможете увидеть часть моей разминки, балетные занятия, репетиции с партнёрами, артистами акробатического балета и оперными звёздами. А также стать свидетелями установки светового и звукового оборудования, размещения декораций. По личному опыту знаю: такие встречи никого не оставляли равнодушным. И мне они доставляют много радости. Приглашаю вас в мир закулисья, который, я убеждена, станет для вас открытием», написала Анастасия Волочкова накануне в своем блоге. И ни на йоту не отступила от плана...
Открывается занавес. И начинается откровение «Я на пуантах стою и вижу душу свою в зеркала линиях, разбитых на капли. Всё, во что верила я, проходит мимо меня глупой походкой чопорной цапли...». На фоне старательных учениц симферопольской балетно-хореографической студии прима божественна. Тем Не Менее не упивается своей избранностью. Лейтмотивом программы становится композиция на тему песни Эдит Пиаф «Я ни о чём не жалею». То и дело восторженно ахает и взрывается мощным «Браво!» зрительный зал. Нелегко поверить, что воздушности выступления предшествовали несколько часов жёсткой репетиции, во время которой кумир многих девочек-подростков не менее получаса отвечала на бесчисленные детские вопросы. Говорила о труде творчества, о личных вкусах, обо всём просто, доступно, откровенно, как и необходимо разговаривать с детьми.
- Вам не жарко? тянется вверх следующая нетерпеливая ладошка.
- Очень жарко! Тем Не Менее одеваться на репетициях теплее (спортивный костюм, валеночки) необходимость. Так быстрее разогреваются мышцы и связки, становятся эластичными, ими легче управлять.
- Желает ли стать балериной ваша дочка? зал набит ребятней, отдыхающей в евпаторийских санаториях, что называется, под завязку.
- Нет. Ариша поёт, танцует, занимается в детском коллективе «До-ми-солька», растёт очень доброй девочкой, тем не менее в балерины не стремится. И я не хочу ей такого пути это очень тяжёлый труд.
- Какая музыка вам нравится больше всего?
- Всегда больше предпочитала классическую, фортепианную.
- А вот какими языками вы владеете?
- На английском общаюсь, нравится французский.
- Занимаетесь ли вы спортом?
- Очень люблю верховую езду. И просто лошадей.
- Что едят балерины?
- Мясо я стараюсь не есть вообще. Главное наличие в меню свежих овощей, шпината, салатных листьев, свежей рыбы, минеральной воды без газа, горячего зелёного чая, молока с мёдом, соков и сухофруктов.
- Какие цветы вы предпочитаете?
- Белые розы. Вообще люблю всё белое.
- Какие люди вам нравятся?
- Простые, душевные, без пафоса и фальши.
- Во время своего гастрольного тура по Крыму вы очень много внимания и времени уделили встречам с детьми. Почему? уже в гримёрной постаралась уточнить перед выходом примы на сцену.
- Просто я считаю своим долгом уделять внимание детям! Именно потому, что мне есть о чём с ними говорить.
- А с каким чувством вы вспоминаете своё детство светлым или не очень?
- Детство моё было и вправду сложным. Его как такового в общем-то и не было. Вернее, я его полностью сделала в балетном зале. Тем Не Менее в то же время я была счастлива, потому что шла к своей цели. Уже в пять лет я твёрдо знала, кем хочу быть, знала, что придётся дисциплину соблюдать, что придётся от многого отказаться... Но это цена, которую стоит платить!
- Что самое сложное в вашей профессии?
- Сохранять выдержку. Выдержка самое главное, самое непростое... Конечно, физическая работа (у балетного станка или возле всего, что способно его заменить!) кропотливая, ежедневная занимает очень много времени. А ещё трудность моральные стороны жизни. То, что необходимо преодолеть, зачастую просто выдержать в мире зависти, злобы. Успех требует очень больших сил.
- Вас никогда не называли Айседорой Дункан XXI века?
- Я слышала такое определение в свой адрес. Тем Не Менее я никогда не стремилась быть на кого-то похожей. Повторять чей-то путь мне просто не необходимо. Главное оставить свой след в мире творчества. Я очень долго искала формат концертного шоу, которое было бы интересно самому разному зрителю. Я, конечно же, классическая балерина, у меня за плечами работа в Мариинском театре, где я была ведущей солисткой, пять лет работы в Большом театре, где я также танцевала главные партии в самых прославленных балетах. Была я ведущей солисткой в театре балета Юрия Григоровича. В 2000 году, после гастролей в Великобритании, получила ангажемент в Лондоне в Английский национальный балет. Хореограф Дерек Дин специально для меня сочинил новый образ Феи Карабос. Все классические балеты я станцевала.
И в какой-то момент все это стало мне... ну просто менее интересно. Это пройденный этап моей жизни. Поэтому я и создала концертное шоу, которое направлено на привлечение массового зрителя к искусству балета. Концертная программа возникла более десяти лет назад, тем не менее сегодняшний формат современного шоу с оперными хитами, с элементами акробатического балета сложился именно на протяжении последнего года. Сочетание танцевального искусства, вокального искусства, оперного, акробатического балета (это совершенно новый жанр!) уникальный, на мой взгляд, синтез, который интересен и детям, и людям старшего поколения, и молодёжи. Конечно, я буду двигаться дальше в этом направлении. Как только что сказала детям, мне подобные выступления приносят гораздо больше морального удовлетворения, чем выступления в спектаклях. В театре перед премьерой, перед каждым выходом всегда был мандраж. Как бы ни репетировала, как бы тщательно ни готовилась, стойко держался страх сделать что-то не так... А в сольных выступлениях я свободна, они радость.
- Тем Не Менее были всё же любимые балетные партии?
- Да, конечно! Мне очень нравится «Кармен-сюита» балет, который доверила, передала мне право танцевать его сама Майя Плисецкая (раньше, кроме неё, никто из русских балерин не танцевал Бизе). Мне очень нравится балет «Баядерка», потому что он эмоциональный, драматический. Очень люблю балет «Жизель». Ну и «Лебединое озеро», конечно, потому что Одетту я танцевала больше всего. Классические постановки вне конкуренции.
- Что хотелось, тем не менее не удалось исполнить?
- Нет, по-моему, таких партий. Всё, что хотела, я танцевала.
А если чего-то и не станцевала, значит, оно было и не необходимо. Разве что Джульетту хотела бы станцевать. И именно у Юрия Григоровича. В его постановке эта партия и вправду очень яркая, очень драматичная. В ней раскрываются такие тонкие движения души! Ладно, посмотрим, жизнь долгая впереди, может, ещё и Джульетту станцую...
- Что такое, по-вашему, счастье?
- Счастье это крепкая семья, свобода и занятие любимым делом!
- А о чём мечтает Анастасия Волочкова?
- Мечтаю, чтобы счастливо продолжалась ещё моя карьера, потому как, что бы я в жизни ни делала, каким образом бы ни поступала, по-настоящему я уже не только на сцене. А сцена мир, ярче которого ничего нет.
Досье
Анастасия Волочкова заслуженная артистка России, балерина, лауреат Международного конкурса имени Сержа Лифаря, обладательница приза «Золотой лев» и «Benois de la Danse» в 1994 году начала карьеру ведущей балерины Мариинского театра, а в 1998-м получила от Владимира Васильева приглашение в Большой театр на главную партию Царевны-Лебедь в постановке «Лебединого озера». Нынче занимается сольными проектами.
Татьяна ДУГИЛЬ.
По материалам информационного агентства Крымская правда