Памятник «Воин-освободитель» по праву считается одним из самых известных символов победы советского народа над нацистской Германией. Однако подвиг, который стал его основой, вылит не только в бронзе, но написан красками, передаёт «Крымская газета».
Закрывая от пуль
В этом монументе, расположенном в берлинском Трептов-парке, запечатлён не просто художественно обобщённый образ солдата Красной армии, а символ массового героизма, который проявляли советские бойцы во время уличных боёв в Берлине. Во время штурма немецкой столицы сразу несколько красноармейцев отличились тем, что спасали из-под вражеского обстрела детей. Причём некоторые из бойцов вырывали ребятишек из рук смерти ценой своей жизни.
Широкую известность получила история сержанта Николая Масалова, который под огнём вражеского пулемёта вынес из опасного места трёхлетнюю немецкую девочку, мать которой погибла. Считается, что именно этот самоотверженный поступок лёг в основу проекта памятника, созданного скульптором Евгением Вучетичем.
По замыслу автора монумент должен был показать гуманистическую победу советских людей – суровую и беспощадную над приспешниками фашизма, покровительственную – над всеми, кто стал жертвами этой жестокой, кровопролитной войны. Памятник был открыт спустя четыре года после безоговорочной капитуляции Германии. Однако всё это время над своим произведением работал не только Вучетич с коллегами – подвиг красноармейца поразил до глубины души живописца Фёдора Невежина, который написал в 1947 году картину «Русский солдат».
Творческий успех
Фёдор Невежин – художник непростой судьбы, рано оставшийся без отца, воспитывавшийся дедом. На подростковые годы пришлись Первая мировая и Гражданская войны. Юноше приходилось работать на железнодорожной станции, а позже трудиться на заводе. Однако на предприятии открылся рабфак, при котором образовался и кружок рисования. Занятия парню очень понравились, более того, у него определили способности. Невежина отправили учиться монументальной живописи в Высший художественный технический институт, где он избрал путь реалистического искусства, отстаивая традиции русской классики и черпая вдохновение из сюжетов действительности.
Полотно «Русский солдат» стало одним из его творческих успехов. Произведение большими тиражами печатали на открытках. Советский солдат держит на руках обессилевшего ребёнка и спешит вынести его из разрушенного до основания дымящегося города. Он крепко и бережно прижимает девочку, стремясь защитить её от стрельбы, бомб, взрывов, принять огонь на себя, но сохранить ей жизнь.
Именно так описывали подвиг Николая Масалова очевидцы, отмечая, что в какой-то момент красноармеец развернул плечи и пошёл прямо, будто зная, что все пули отскочат. Таким и предстаёт герой Невежина, который идёт прямо на зрителя. И хотя последняя атака этой решающей битвы определяется где-то в глубине пропахшей порохом картины, очевидно, что победу солдат уже одержал – смог сберечь жизнь ребёнку.
Примечательно, что сам Николай Масалов, ставший прототипом воина-защитника из Трептов-парка, не считал свой поступок выдающимся, а говорил, что так на его месте поступил бы каждый советский солдат. Картина Невежина посвящена именно таким людям – не мечтавшим о славе, не очерствевшим сердцем, стремящимся сохранить маленькую искорку чужой жизни для нового мира.