2 февраля 1943 года завершилось одно из самых кровопролитных и знаковых сражений Великой Отечественной войны — Сталинградская битва. 76 лет тому советские войска разгромили немецкие армии, заложив основу для победы над нацистской Германией. В наши дни защитников Сталинграда осталось немного, по этой причине узнать о тех событиях из первых уст удается далеко не всегда. Совершенно непреднамеренно (уже после годовщины победы в Сталинградской битве) корреспондент РИА Новости Крым нашел в Севастополе непосредственную участницу тех страшных и великих событий, пишет издание «РИА Крым».
Женский батальон
Аграфена Гавриловна Горяйнова (девичья фамилия Гордеева) родилась в небольшом поселке в Оренбургской области в 1922 году. Когда Германия напала на Советский Союз, она обучалась в медицинском училище в Соль-Илецке. 19-летнюю девушку призвали в военкомат и мобилизовали в действующую армию.
«Когда объявили о войне, страха не было, однако было желание защитить Родину… Нас направили в небольшой городок под Сталинградом – Фролово, и стали готовить для войск противовоздушной обороны. Мы изучали виды немецких самолетов, их силуэты, звуки двигателей, как определять на каком они расстоянии. После непродолжительного обучения нас в составе 43 женского батальона ПВО отправили на Дон», — сообщила она РИА Новости Крым.
Подразделение Гордеевой состояло из десяти девушек, которыми командовал мужчина.
«В нашу задачу входило обустройство наблюдательного поста, который состоял из блиндажа и слуховой ямы – вырытой в земле воронки, которая была разбита на градусы. Бруствер слуховой ямы должен был быть на уровне уха наблюдателя. По звуку и силуэту самолета мы должны были определять его марку, курс, высоту и сообщать нашим зенитчикам и истребительной авиации», — поясняет Аграфена Гавриловна.
Весной 1942 года под натиском германских дивизий советские войска стали отступать к Сталинграду. Казачья станица, поблизости от которой располагался наблюдательный пост Гордеевой, оказался на пути немцев.
«В то время к нашей связи подключились немцы, звонили нам, говорили «русиш капут» (русским конец). Мы даже видели, как немцы спускаются с горы. Командир дал приказ уходить», — вспоминает ветеран.
После отхода группы Гордеевой было поручено поддерживать связь – сообщать о передвижении немцев и вражеской авиации.
«Когда немцы заняли часть станицы, ко мне прибежала хозяйка дома, где я располагалась, и сказала что надо уходить. В тех домах, где были красноармейцы, немцы устраивали конюшни, и она этого не хотела», — говорит участница войны.
Через Дон Гордеевой пришлось переправлять вплавь. Это в обычное время задача не из легких — река довольно широкая, война накладывает на это дополнительные трудности. «Выше немцы разбомбили переправу, течением по реке несло обломки досок и трупы людей», — подчеркнула она.
На подступах к Сталинграду
Во время отхода Гордеева встретила девушку из своего отряда – москвичку Нину, с которой они вдвоем пешком добирались до Сталинграда.
«Не передать словами, что творилось на подходах к Сталинграду. Поля были просто усеяны трупами солдат и военной техникой. Потери были колоссальными. Мы шли под рев самолетов и разрывы бомб, по пути вели наблюдение за самолетами и по рации сообщали нашим», — говорит она.
На подступах к Сталинграду Гордеева нашла своих сослуживцев. Их расположили на подступах к городу, где они разбили наблюдательный пункт. По наводкам девушек советская авиация и зенитки сбили не один самолет. Однако гибли не только немецкие летчики. «Во время одного воздушного боя немецкий самолет подбил наш. Молодая девушка получила ранение, однако смогла прыгнуть с парашютом», — вспоминает защитница Сталинграда.
В боях несли потери и наблюдательные посты ПВО. «Во время одной из бомбардировок мне в ногу попал осколок авиабомбы. Поблизости от нас неподалёку была старая церковь, где оказывали первую помощь при ранении. Там меня и прооперировали, и ногу, к счастью, не отняли. Очень многие оставили в той земле руки, ноги и жизни», — сказала Аграфена Гавриловна.
28 июля 192 года Сталин издает приказ «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций» – более известный как «Ни шагу назад!». В районе Сталинграда советские войска встают намертво. «Я прошла Украину, Беларусь, Прибалтику и Восточную Пруссию, однако самые тяжелые были во время Сталинградской битвы», — подчеркивает Аграфена Гавриловна.
10 января советские войска начинают операцию, цель которой расчленить силы противника и разбить их по частям. В конце января 1943 года немцев удается окружить. Окончательная победа над врагом достигнута 2 февраля.
«Вели просто огромную темную человеческую массу, целые дивизии пленных немцев. Однако к ним тогда не было жалости, только ненависть. В след им кричали – «Гитлер капут» и «фрицы капут», — вспоминает участница тех событий.
В самом Сталинграде и на подступах к городу разворачивались страшные картины войны: масса мёртвых тел, воронки от бомб и снарядов, покореженная техника. Однажды в ночное время бойцы женского батальона оказались в месте, где были аккуратно сложены, как им показалось, срубленные деревца. Утром девушки увидели, что это были тела немецких солдат. Однако в этом ужасе войны проступали ростки и обычной жизни.
»Во время боев за город гражданские жители выменивали у немцев краски и растворы для укладки волос. Уже после разгрома немцев к нам на позиции приходили женщины, которые предлагали сделать красивые прически. Во время войны было холодно и голодно, и они оказывали услуги за наши пайки. И как-то в ночное время, втайне от командира, мы с барышнями пошли делать завивки. Утром он сильно удивился, когда увидел своих подчиненных с модными прическами", — отметила собеседник РИА Новости Крым.
После Сталинграда подразделение Гордеевой отправилось освобождать Украину, где она принимала участие в боях за Донецк, Запорожье, Никополь, а потом дальне на Запад. Неоднократно ей приходилось вступать в перестрелку с врагом.
Однако один из самых запоминающихся моментов Гордеевой, когда 43-й батальон находился в немецком городе Инстербург. «Мне первой по рации рассказали, что война закончилась. Была уже ночь, я выбежала во двор и стала кричать: Победа. Все также стали кричать, палить из автоматов и ружей. А один пожилой мужик стоит и плачет, говорит: вернусь домой, жена скажет, три войны прошёл: Японскую, Финскую и эту».