Дизайнер из Севастополя, работающая под собственным брендом MAASHOO, Мария Маликова создает для крымских модниц летние элегантные платья, основываясь на богатом профессиональном опыте, полученном в Италии и странах Азии, сообщает издание «Севастопольская газета».
Мастер рассказала о наиболее важных вехах творческого пути и особенностях фэшн-индустрии Севастополя.
Мои университеты
В 2001 году М.Маликова окончила факультет Прикладного искусства Московского государственного текстильного университета им.Косыгина.
— Мы изучали швейное дело, технологию, конструирование, композицию и язык костюма. При этом большой упор делался на том, что мы — графики, цветовики, декораторы. Костюм изучался как искусство, а не как ремесленная продукция. На выпуске мы получились скорее художниками, чем промысловиками.
На пятом курсе девушка попала на практику к московскому модельеру Андрею Шарову. Об этом периоде она говорит, как о «двери в мир российской моды» с эскизами, примерками и топовыми моделями.
— Для меня это был огромный творческий толчок, чтоб я захотела этим [фэшн-дизайном] заниматься, отправившись в свободное плавание.
В ожидании чуда
Окончив университет, М.Маликова участвовала в рождении фирмы, производящей детскую одежду. Потом попала в крупную итальянскую бельевую компанию, по заданиям которой приходилось зачастую бывать за границей, а художественная составляющая работы отошла на второй план.
— Творчества не стало меньше, к нему лишь подключились дополнительные знания: технологические, коммерческие. Когда ты становишься частью большой команды, то, с одной стороны, деятельность немного сужается, с другой, ты углубляешься в такую необходимость, как, к примеру, оформление документов.
Проработав с итальянцами достаточно времени, М.Маликова почувствовала силы создать собственную коллекцию одежды. Она зарегистрировала личный бренд MAASHOO и приняла участие в неделе моды «Дефиле на Неве» в Санкт-Петербурге в 2008 году. Коллекция называлась «В ожидании чуда»: образ Шамаханской царицы, сидящей в шатре.
— Коллекция была некоммерческая, хотя большую часть вещей купили сразу, — вспоминает мастер и продолжает: — Почему дальше все встало? Потому что за любым дизайнером должны стоять люди. Например, я могла бы выполнить те же вещи в иных размерах и добавить их на реализацию. Необходимо было вложиться или в дополнительные средства, или в дополнительные руки. И у меня произошёл небольшой стопор: чего я больше хочу. В итоге на какой-то момент вновь вернулась в бельевой бренд, всё время сравнивая, что же лучше: барахтаться самостоятельно или быть винтиком большой машины.
С китайцами не сравниться
Благодаря работе в джинсовой компании М.Маликова стала чаще бывать в командировках в Азии и в итоге на 2,5 года переехала в Бангкок и там стала работать на производстве детской одежды.
— Со временем все больше становилось понятно, что делать что-то в России бессмысленно, зная, что большая часть цикла производства будет происходить в Азии. Например, такое количество текстильных возможностей, какие есть в Китае, пока мало кто достиг в мире. Если сравнивать с отечественными производителями, то они пока ещё не имеют возможность предоставить всего разнообразия ассортимента, проигрывая в цене. И главное отличие — скорость перестройки на новый заказ: у азиатов на это уходит буквально 1-2 дня. Кроме этого, они легко и творчески подходят к копированию образца, а также запросто решают любые технологические вопросы.
Возвращение домой
«Крымская весна» в 2014 году подсказала М.Маликовой идею вернуться в родной Севастополь, где она сейчас и работает. Вот уже четвертый год она преподает в школе дизайна «Кристалл», участвуя вместе со студентами в различных крымских показах.
— В Севастополе много людей занимается модой, одеждой и шитьем, при этом не позиционируя себя фэшн-дизайнерами. Это и стилисты, и высокого уровня портные, однако их не назовешь модельерами, так как не у каждого из них есть соответствующее образование, а в их коллекциях нет коммерческой составляющей, и они не имеют возможность быть показаны как одно целое. В то же время существуют именитые дизайнеры, однако в регионе ещё нет механизмов раскрутки этих людей: не сам художник должен заниматься своим магазином, это должна быть общая поддержка, как, например, в Париже существует синдикат. Если ты уже в него вошел, то о реализации и продвижении марки думает целая команда профессионалов, — говорит М.Маликова.
Живя в Севастополе, она интересуется не только сферой дизайна. Изучая английский и итальянский языки, она все время следит за новыми тенденциями в архитектуре, путешествиях, гастрономии, психологии, кинематографе — мир полон идей для творчества. «Только находясь в ритме современной жизни, можно совершенствоваться и мотивировать иных», — считает М.Маликова.