Последние новости

Реклама

Официальные лица заявляют о террористических нападениях, совершённых небольшими группами боевиков. Речь, но, может идти о попытке масштабного военного мятежа под руководством заместителя министра обороны.
События в республике развивались стремительно. Ранним утром 4 сентября жители Душанбе и города Вахдат, расположенного неподалёку от столицы, проснулись от грохота выстрелов. Только ближе к полудню появились первые официальные сообщения. Вооружённому нападению подверглись три объекта — отделения милиции в Душанбе и Вахдате, а также центральный аппарат министерства обороны, где боевики присвоили большое количество оружия и боеприпасов. В результате атак погибли девять сотрудников органов внутренних дел, ещё несколько получили ранения.

Но главная сенсация была впереди. Выяснилось, что нападениями руководил заместитель министра обороны генерал-майор Абдухалим Назарзода. Согласно официальному сообщению МВД, он тайно организовал боевую группу, снабдив её оружием, по подложным документам полученным с военных складов.

51-летний Назарзода никогда не являлся публичной фигурой, и до 4 сентября его имя не было известно широкой общественности. Но некоторые детали биографии замминистра наводят на серьёзные размышления. В годы гражданской войны Назарзода воевал на стороне оппозиции. После мирного соглашения 1997 года, одним из условий которого было инкорпорирование боевиков в вооружённые силы и органы власти, он стал командиром воинской части, а затем совершил довольно стремительный карьерный рывок. В 2005 году Назарзоду назначили первым заместителем командующего сухопутными войсками, а спустя два года — начальником управления безопасности войсковой службы минобороны. В январе прошлого года президент Эмомали Рахмон подписал указ о назначении генерал-майора Абдухалима Назарзоды заместителем министра обороны Таджикистана.

Только вечером 4 сентября, когда о событиях в республике сообщили все мировые СМИ, он был официально снят с должности с формулировкой «за совершённые преступления».

В результате операции, проведённой таджикскими силовиками, было убито около десяти сторонников мятежного генерала. Как сообщается, большинство из них являлись соратниками Назарзоды по вооружённой оппозиции времён гражданской войны. Сам же экс-замминистра обороны, если верить официальной информации, с несколькими бойцами скрылся в Рамитском ущелье в 50 километрах к востоку от Душанбе. На следующий день здесь началась операция по их задержанию, в том числе с привлечением боевой авиации. Серьёзные «чистки» проходят в оборонном ведомстве, где уже выявлен ряд офицеров, якобы связанных с Назарзодой.

Однако официальная версия событий не является единственной. Как сообщили источники в таджикском министерстве обороны, противостояние имеет куда больший размах. По их данным, число погибших солдат и милиционеров в результате нападений превысило 30 человек, а в Рамитском ущелье укрылись не «несколько боевиков», а почти полторы сотни бойцов десантно-штурмовой бригады, перешедших на сторону Назарзоды.

Как бы то ни было, конфликт в Таджикистане трудно назвать случайным. Совсем недавно в статье «Холодный ветер для старых ран» (номер «Правды» за 21—24 августа) мы предположили, что в самое ближайшее время республика может быть втянута в новый виток гражданского противостояния. Дело в том, что руководство страны фактически переступило через условия мирного соглашения 1997 года. Из исполнительных органов власти последовательно выдавливались сторонники бывшей оппозиции, а в результате последних выборов своих мест в парламенте полностью лишилась Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). Более того, власть инициировала процесс её запрета.

В связи с этим мы писали, что одна из сторон в гражданской войне может посчитать себя обманутой и не обязанной больше соблюдать

условия мирного соглашения. Вооружённое выступление под руководством Абдухалима Назарзоды стало следствием этого опасного раскола. Первым, но, скорее всего, не последним.

Судя по действиям властей, курс на отказ от условий мирного соглашения будет продолжен. Таджикские СМИ не устают повторять, что мятежный генерал и ряд его соратников являлись членами ПИВТ. В самой партии это опровергают, напоминая, что закон запрещает сотрудникам силовых структур состоять в политических организациях. Кроме того, политсовет ПИВТ осудил нападения, при этом выразив опасение, что случившуюся трагедию власти используют в политических целях.

Так, скорее всего, и будет. Руководство страны пойдёт на окончательный запрет Партии исламского возрождения и завершит процесс «очищения» госорганов от сторонников оппозиции. Итогом этой необдуманной политики могут стать дальнейшая дестабилизация и угроза новой гражданской войны.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля