В Турции убит один из лидеров таджик-ской оппозиции Умарали Кувватов. Власти Таджикистана поспешили отвести от себя обвинения. Но тот факт, что убийство совпало по времени с резким закручиванием гаек в отношении оппонентов власти, наводит на определённые размышления.
Трагическое событие произошло 5 марта в одном из районов Стамбула. Умарали Кувватов вместе с семьёй пришёл к своему соотечественнику по имени Сулаймон Каюмов. После ужина гости почувствовали себя плохо. Кувватов вышел на улицу, где к нему подошли два человека. Политику выстрелили в голову. Кувватов скончался на месте, его жена и дети находятся в больнице с тяжёлым отравлением.
В политической жизни Таджикистана Умарали Кувватов играл весьма своеобразную роль. По его собственным утверждениям, когда-то он имел в стране успешный бизнес, затем отнятый родственниками президента. После этого Кувватов уехал за границу — сначала в Россию, затем в Объединённые Арабские Эмираты. Там он объявил о создании оппозиционного движения под названием «Группа 24», целью которого провозгласил борьбу с авторитарным и коррумпированным режимом Эмомали Рахмона. Сам Кувватов заявлял, что «Группа 24» является влиятельной подпольной организацией, в которой состоят видные общественные деятели Таджикистана. Но единственной формой активности таинственной группы были заявления, распространяемые через интернет-сайты, и интервью самого Кувватова.
Всё изменилось осенью прошлого года. «Группа 24» обратилась через социальные сети к гражданам Таджикистана с призывами выйти 10 октября на митинг в центре Душанбе. Власти республики отреагировали на это неожиданно серьёзно. В стране были заблокированы три сотни интернет-сайтов, в столице проведены масштабные антитеррористические учения с привлечением армейских подразделений, в день митинга на въездах в город выставили блокпосты. И хотя в назначенный день на площадь не вышел ни один протестовавший, власть слепила чрезвычайно выгодный для себя образ неуловимого, но опасного врага. «Группа 24» была обвинена в попытке переворота, а сам Умарали Кувватов объявлен в международный розыск.
Вскоре после этого оппозиционер получил политическое убежище в Турции, власти которой игнорировали все запросы Душанбе о выдаче Кувватова. Казалось, на турецких берегах политик может чувствовать себя в безопасности. Но судьба распорядилась иначе. По подозрению в убийстве стамбульская полиция задержала трёх граждан Таджикистана, включая Каюмова. Фамилии остальных не разглашаются. Как отмечается, один из них и произвёл выстрел. Турецкие СМИ сообщают, что следствие не исключает сотрудничества арестованных с таджикскими спецслужбами.
Власти Таджикистана, но, поспешили заявить о своей непричастности к убийству. По словам начальника управления по борьбе с оргпреступностью МВД Джурахона Маджидзоды, в своё время Кувватов «кинул» своих партнёров по бизнесу, и последние «имели зуб» на него. Кроме того, в Душанбе намекнули на то, что даже при всём желании таджикские спецслужбы не располагают возможностями устранения оппозиционеров за границей.
Вместе с тем обращает на себя внимание крайне подозрительное совпадение. Убийство Кувватова произошло через считанные дни после парламентских выборов в Таджикистане. Вспомним, что их главным результатом стало окончательное выдавливание оппозиции из парламента. Партии исламского возрождения, считающейся главным соперником власти, приписали смешные 1,5% голосов, провластные СМИ развернули массированную кампанию по дискредитации оппозиции, приравнивая её к экстремистам из так называемого Исламского государства. Можно предположить, что ликвидация Кувватова стала показательной акцией, призванной продемонстрировать всем несогласным: при необходимости мы дотянемся до вас и за границей.
Некоторые оппозиционеры, находящиеся за рубежом, представили иную версию случившегося. По их информации, Умарали Кувватов обладал некими компрометирующими руководство Таджикистана сведениями, какие собирался обнародовать в ближайшее время. В свою очередь, близкие к властям эксперты полагают, что убийством оппозиционера враги режима желают дискредитировать Рахмона и его окружение. Как бы то ни было, эхо выстрелов в Стамбуле вряд ли стихнет быстро и без последствий.