Последние новости

Реклама

Вячеслав Светличный: «Самое лучшее — говорить правду. И говорить вовремя» В гостях у нашей газеты побывал генеральный консул Российской Федерации в Столице Крыма Вячеслав СВЕТЛИЧНЫЙ.

О соотечественниках и консульских функциях

- Вячеслав Леонидович, расскажите немного о себе. Что для вас назначение в Крым?

- Родился на Южном Урале, в городе Троицке Челябинской области. Это красивый город, который, кстати, на сорок лет старше Симферополя — основан в июне 1743 года как крепость пограничной линии на берегу реки Уй. Отец — железнодорожник, машинист. Мама — фельдшер. В медицину пошёл и брат — сейчас главврач крупной областной больницы. Первое образование у меня — машиностроительное. Был комсомольским работником. Кстати, уверен, что это самое светлое явление в советской истории: хорошая молодёжная организация, много конкретных дел, искренние, надёжные люди. Затем — дипломатическая служба, дипакадемия, работа в Болгарии, Германии, Молдавии, Таджикистане — многолетние загранкомандировки. В промежутках между ними — работа в центральном аппарате МИДа, замдиректора 3-го департамента стран СНГ, курировавшего Центральную Азию. Жена, дети: сын окончил юридический, работает в Совете Федерации, дочь — психолог в детском саду. Обычная семья.

А назначение в Крым воспринял как доверие к моему опыту, почти 25 лет на дипломатической службе, и профессиональным знаниям. В специфику многонационального региона вникаю каждый день. Крым — уникальный регион, здесь — крепкие руководители и люди хорошие. Не думаю, что мне придётся сожалеть о своей дипломатической миссии на крымской земле, потому что это и вправду важно и интересно. По опыту знаю: самая лучшая дипломатия — когда говоришь правду. И говоришь её вовремя. Не через двадцать лет, когда выходишь на пенсию, пишешь книги. А сейчас. Очень важно, что происходит здесь и сейчас.

- Крым и вправду специфический регион, и связь с Россией здесь чувствуется особо. Как Россия относится к соотечественникам?

- Соотечественники — для меня, пожалуй, самая чувствительная тема в работе. Если честно, то не предполагал, что в Крыму такое разнородное сообщество организаций соотечественников. Сотни организаций, в названии которых обязательно в разных вариациях есть слова «русское», «российское», много казачьих организаций. И все претендуют на право быть самыми русскими, самыми правильными в отношениях с Россией. Сейчас более или менее разобрался в них, понял, что отдельные несогласия между организациями не носят характер идеологических противоречий. Как правило, это межличностные отношения лидеров, личные амбиции людей, какие годами знают друг друга, у которых накопилось огромное количество взаимных обид, и всё это проецируется на отношения между организациями. Мы сейчас отказались от практики поддержки одних и неподдержки других. Наша линия: Россия здесь для всех, для всех русских, всех организаций. Россия большая и всё ещё добрая, на всех её хватит. Мы работаем в интересах всех организаций соотечественников, не делим их на чёрных и белых. И эта линия получает нормальный отклик, люди всё понимают и поддерживают. Наша главная задача — обеспечение единства всех организаций. Поддерживаем только те мероприятия, какие не на словах, а на деле работают на единство. И особую ставку делаем на молодёжь, на лидеров молодёжных организаций соотечественников в автономии и в Севастополе. Они особенно остро осознают необходимость консолидации, не нагружены многолетними личными обидами, с ними легко общаться. Недавно, к примеру, провели конференцию «Молодёжь Севастополя и Крыма за евразийскую интеграцию», в ней принимали участие и представители молодёжных организаций из других регионов Украины. Это перспективно: работа на будущее, ведь, каким будет мир через несколько лет, зависит от молодых.

Что касается соотечественников в целом, то понимаю, что значит Россия для Крыма. И поверьте, Крым для России не менее важен. Мы хорошо знаем, что уже 60 лет Крым является неотъемлемой частью Украины. Тем Не Менее также понимаем, что Крым является такой же неотъемлемой частью Русского мира. Того большого русскоязычного пространства, что существует независимо от государственных границ. Границы, безусловно, существуют, мы их признаём, не ставим под сомнение.

В своё время СССР был одним из инициаторов Хельсинских соглашений (заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, прошедшего в Хельсинки в 1975 году, подтверждена нерушимость границ. — Ред.). Тем Не Менее данные границы на местности, на политической карте, а в нашем сознании, в нашей памяти, сердцах границы не существуют. Мы ведь все одной крови, говорим на одном языке в прямом и переносном смысле.

- С организациями российских соотечественников ясно, а как сотрудничаете с другими национальными организациями на полуострове, в частности с татарскими? В своё время ваш предшественник Владимир Андреев после просмотра фильма «Хайтарма» о депортации крымских татар очень резко отозвался об этом народе.

- Регулярно встречаюсь с представителями многих национальных, в том числе татарских организаций, в курсе их дел. Единственный, с кем нет пока контакта, — меджлис. Почему? Наверное, потому, что нет взаимного стремления. Те татарские организации, с которыми поддерживаю контакт, заинтересованы в этом, чувствую их позитивное отношение к представительству России. От меджлиса таких сигналов пока не получал.

Что же касается высказываний моего предшественника, то комментировать их некорректно, да и нет необходимости снова будоражить данную тему. Фильм «Хайтарма» не смотрел, даже не знаю, идёт ли он в кинотеатрах, хотя если бы подсказали — где, пригласили на просмотр, то, наверное, нашёл бы время. А почему нет? Менталитет татар знаю хорошо с детства — вырос в городе, где половина жителей русские, а половина — татары и башкиры. У меня лучший друг был татарин, и девчонки в классе были татарки, очень симпатичные. Воспитан на уважении к замечательной культуре, традициям, языку татар. Мы никогда не спрашивали друг у друга про национальность. И инцидентов никогда не было межнациональных, хотя драки случались иногда: город был ещё тот, хулиганистыми и мы тогда были — пацанами дрались улица на улицу, квартал на квартал. Плечом к плечу русский и татарин выходили против русского и татарина на той стороне. Тем Не Менее никогда по национальному признаку. Это потом нам занесли данную заразу. Тем Не Менее я уверен, что в многонациональном Крыму живут мудрые люди, какие никогда не допустят конфликтов на этой благодатной земле.

- Многие пророссийски настроенные крымчане обижаются, что консульство не вмешивается в политические процессы.

- Видимо, данные люди не до конца понимают, в чём роль генерального консула. Это руководитель одного из российских загранпредставительств в суверенном государстве, в данном случае на Украине, а не полномочный представитель в Крымском федеральном округе. И подсказывать кому-то из крымских, украинских властей делать так, а не иначе генеральный консул не вправе. Мы с уважением относимся к нашим партнёрам и не вмешиваемся в их внутренние дела. Это один из главных принципов деятельности любого диппредставительства. Работу генконсула нельзя характеризовать с позиции генерала или политика, измерить степенью влияния на какие-то внутригосударственные процессы. Только МИД России оценивает эффективность нашей работы и совсем по другой шкале. Кроме того, чем генеральное консульство, консульское учреждение отличается от посольства? Тем, что политической работой как таковой они если и занимаются, то в ограниченной степени. Наша задача — консульское обслуживание в пределах консульского округа — Автономной Республики Крым и Севастополя — города с особым статусом. Делается очень большой объём работы по реализации консульских функций. В день мы принимаем около 60 человек, а летом, в сезон, и до 150. Что значит консульское обслуживание? Это и паспорта, и вопросы гражданства, и нотариат, и прочее. Что же касается политической части, то наша задача — в целом оценивать ситуацию, тенденции, изучать их, с этой целью регулярно поддерживать контакт с руководством автономии, Севастополя, политическими и общественными организациями.

- Кстати, о Севастополе. Почему в этом городе нет своего Генерального консульства России?

- Это вопрос двусторонних переговоров: для открытия консульства в Севастополе требуется, чтобы украинская сторона была готова к открытию соответствующего консульского представительства на территории России. Тем Не Менее вопрос с повестки дня не снимается. Думаю, рано или поздно российское консульское учреждение в Севастополе заработает. Вначале это может быть консульский пункт в составе нашего Генконсульства, а потом и отдельное консульство.

О «текущем моменте»

- Вячеслав Леонидович, сейчас внимание всех приковано к майдану. На ваш взгляд, что стоит за происходящим, как на это смотрит Россия?

- То, что происходит, безусловно, очень беспокоит. Самое плохое — идёт ожесточение, происходит эскалация противостояния.

И с каждым днём остановиться будет сложнее. Оценку этим событиям неоднократно давал глава нашего МИДа Сергей Лавров, недавно комментировал Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России. Недоумение вызывает та демонстративная бесцеремонность, с какой некоторые западные политики и дипломаты продолжают вести себя в связи с кризисом на Украине, начиная с их заявлений с трибуны майдана и до недавних попыток возложить всю ответственность только на одну сторону. Всё это мы уже «проходили» в Египте, Ливии, Сирии... Такое дежавю. И все мы прекрасно понимаем, что стоит за этим, видим, что главной целью для Запада является не Украина, а Россия. С самого начала на майдане активно эксплуатировалась антироссийская тема. Помните «Кто не скачет — тот москаль»? Тем Не Менее пока Россия такая, какая она сейчас, пока рядом с ней такие государства, как Украина, Белоруссия, Армения, пока её с юга прикрывают наши стратегические партнёры в лице Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана — у Запада руки коротки. Они ничего не могут сделать. Тем Не Менее, если линия на раскол, на разделение, уничтожение Украины приведёт к этому результату, на очереди может быть Белоруссия, дальше — другие страны. И вот когда Россия останется одна, то, по их мнению, можно будет брать её голыми руками, продолжать тот же сценарий. Я никогда не думал, что очередь дойдёт до Украины. Конечно, людей в Ливии, Сирии жалко, тем не менее это как бы далеко. А Украина — это рядом, для многих из россиян — это родное государство, ведь много родственников здесь, так же, как и у граждан Украины много родни в нашей стране, у нас вообще много общего. Поэтому как мы на это смотрим? С болью и недоумением мы на это смотрим. Тем Не Менее я уверен, что власть на Украине всё это понимает. Думаю, в течение ближайших дней будет развязка. И порядок будет всё-таки наведён: все средства и полномочия у власти есть. Будет дана правовая оценка участникам массовых беспорядков, а только так можно квалифицировать происходящее — какой же это мирный протест, когда жгут машины, захватывают административные здания, забрасывают правоохранителей «коктейлем Молотова»... Надеюсь, что хватит политической воли, понимания исторической ответственности, которая возлагается на Януковича, на оппозицию, в конце концов, чтобы выйти из этой ситуации без потерь для всего народа.

- Если конечная цель — Россия, то почему она не предпринимает контрмеры?

- Считаю, что главные шаги Россия уже предприняла 17 декабря 2013 года на шестом заседании Российско-Украинской межгосударственной комиссии, когда поняла, что необходимы не просто заверения в дружбе и стратегическом партнёрстве, тем не менее и конкретные вещи. Приняты решения и по отраслям, по инфраструктурным проектам — разрабатывается более 20 совместных проектов в космической отрасли, авиа- и судостроении, и в финансовом плане, и по цене на газ. Это позволило Украине принять бюджет, выплачивать зарплаты бюджетникам, пенсии.

- А как насчёт участия России совместно с Европейским союзом в урегулировании конфликта?

- Мы неоднократно заявляли, что согласны принять участие в трёхсторонних консультациях и переговорах в формате: Евросоюз, Украина и Россия. Это была инициатива Киева. Мы её сразу поддержали, тем не менее до сих пор Евросоюз не даёт ответа. Ждём, надеемся, что здравый смысл восторжествует. Кроме того, Сергей Лавров уже говорил, что, если Россию попросят, она готова посредничать в переговорах с оппозицией. Тем Не Менее мы считаем, что у Киева хватит всех качеств, чтобы обойтись без посредничества на этом этапе. Мы внимательно всё отслеживаем и в любой момент готовы подставить плечо.

О переходе и памяти

- На заседании 17 декабря принято соглашение и о совместных действиях по строительству перехода через Керченский пролив. Насколько это реально?

- Это вполне реально. Готовится технико-экономическое обоснование. Скорее всего, будет тоннель, этому есть множество обоснований, в том числе и геологические. Мне как дипломату идея с тоннелем кажется наиболее подходящей, ведь он поможет избежать проблемы с делимитацией границы между суверенными Россией и Украиной. Вот в тоннеле под Ламаншем никого не интересует, в каком месте проходит граница. А если бы это был мост, то надо определять точку. Это опять переговоры.

Идея транспортного перехода через Керченский пролив реальна ещё и потому, что России он нужен не меньше, чем Крыму и Украине. Это связано с обустройством юга России, Сочинского региона. А обустройство его невозможно без создания кольцевой международной дороги вокруг Чёрного моря, евразийского транспортного коридора. Если не соединить Кавказ с Крымом, то в этой дороге особого смысла нет. В общем, это большие планы, большие средства. И гарантия того, что транспортный переход через Керченский пролив рано или поздно будет.

- А как в данную ситуацию вписываются отношения Крыма и Китая, инвестиции Поднебесной в полуостров? Сочетаются или противоречат?

- Думаю, нельзя так однозначно говорить: или — или. Всё, что пойдёт на пользу Крыму, вписывается в наши двусторонние отношения с Крымом, с Украиной. Время покажет. Руководство в Крыму компетентное, подходит ко всему реально.

- Вернёмся к разговору о соотечественниках. Существует ли у крымчан возможность получить образование в российских вузах, переехать жить, работать в Россию?

- У нас есть госпрограмма «Учёба в России», она предусматривает отбор лучших выпускников школ не только Крыма, Украины, тем не менее и стран ближнего и дальнего зарубежья для обучения в российских вузах. Возможность получения и второго высшего образования, учебы в аспирантуре. После отбора лучшие выпускники школ получают возможность учиться в престижных вузах за счёт бюджета России. Занимается этой программой «Россотрудничество». В прошлом году мы рассмотрели сотни заявлений на учебу в российские вузы, отобрано 250 кандидатов на бюджетные места. А квота — несколько десятков. Ведём переговоры с Минобрнауки России, чтобы разрешили направлять больше, желающих-то много. По нашему законодательству, иностранец — выпускник российского вуза имеет право в упрощённом порядке получить гражданство. Тем Не Менее есть и другое: многие выпускники не стремятся вернуться на свою родину, применять здесь полученные знания. Поэтому надо с осторожностью подходить к этому вопросу, ведь Россия не заинтересована, чтобы Крым остался без квалифицированных специалистов. Кроме того, получить российский диплом крымчане могут и в Черноморском филиале Московского государственного университета в Севастополе.

Что же касается возможности переезда соотечественников на постоянное место жительства в Россию, то есть и такая возможность: уже много лет работает Госпрограмма по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников. В Генконсульстве ведёт приём рабочая группа Федеральной миграционной службы России. Всё честно рассказываем: и о 16 регионах — от Калининграда до Дальнего Востока, где ждут переселенцев, и об условиях, о первоначальной помощи. Те, кто желает, едут. В прошлом году было 94 переселенца. Если человек намерен перебраться из Крыма, к примеру, на Дальний Восток, нет проблем. Тем Не Менее специально агитировать за такое переселение именно крымчан, на мой взгляд, не требуется. Я в Крыму уже семь месяцев, с каждым днём он становится для меня родным, искренне желаю ему успеха, перетягивать из него жителей, тружеников считаю неправильным, они должны развивать свой прекрасный регион, для своего блага.

- В июле прошлого года у берегов Крыма обнаружили подлодку «Щ — 216» Краснознамённого Черноморского флота, пропавшую без вести в годы войны. Намерена ли российская сторона принять участие в увековечении памяти 47 погибших подводников: помочь с приездом их родных из России, обеспечить им выход в море к месту гибели лодки, чтобы опустить цветы?

- Эта история в новый раз объединила граждан Украины и России. Обследование подлодки проводили специалисты нашего Черноморского флота совместно с Военно-морскими силами Украины. Естественно, будем продолжать заниматься этим вопросом, сделаем всё, что потребуется. Если у вас есть конкретные предложения, предоставьте нам, внимательно рассмотрим. И я вам обещаю, что доведём до результата.

Вообще всё, что касается событий Великой Отечественной, свято для нас. Участвуем во всех мероприятиях. В сентябре минувшего года, к примеру, участвовали в Вахте памяти «Аджимушкай — 2013», в октябре — в Алупке в торжествах, посвящённых 93-летию дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана, в ноябре — в памятных мероприятиях на Эльтигене. Кстати, в Керчи во время поисковой экспедиции нашли останки воина с орденом Красной Звезды. Через Минобороны РФ удалось узнать, что данный герой — командир отдельной разведроты 318-й дивизии Иван Кондратов. Вышли на его родных в Амурской области, договорились с администрацией области, чтобы оплатили им приезд в Крым. Во всём, что касается нашей общей истории и памяти, в Генеральном консульстве России в Столице Крыма готовы к сотрудничеству. Тем более что для Крыма данный год — юбилейный: 70 лет освобождения от фашистов, а в следующем мы все будем отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, в которой наши народы были вместе, вместе разгромили врага.

Наталья ПУПКОВА.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля