Зачем войну превратили в визуальный аттракцион?
О новом фильме, как теперь принято говорить, культового режиссёра Фёдора Бондарчука хочется сказать словами незабвенного Константина Станиславского: «Не верю!». Посмотреть, конечно, надо, если интересуетесь кино и историей Отечества. Тем более что это первый российский фильм, снятый в формате IMAX 3D.
Эффектов в фильме хоть отбавляй. Вид горящих факелами тел советских солдат, заброшенных взрывом в ряды противника и воспламеняющих захватчиков, должны поднять волосы дыбом от ужаса и кожу продрать ознобом. Однако смотришь на экран через «волшебные очки» современной кинотехнологии и не ощущаешь того, что испытывал от вида кружащихся берёз над головой смертельно раненного героя фильма «Летят журавли». Там была такая правда жизни, что у тебя, зрителя, и голова кругом, и физическая боль от попавшей не в твоё тело смертельной пули...
Нынче достоверность не в моде. Поэтому и появляются «Обитаемые острова», «Дозоры». Фантастику никто не отменял. Вот там эффектам самое место. Когда же речь идёт о святом... А уж если Великая Отечественная не святое, Сталинград не святое, то
что же?
Никто не спорит, наверное, надо искать новые формы. Хотя бы для того, чтобы молодых увлечь если не стремлением изучать историю, то хотя бы с их помощью поддержать переживающие не лучшие времена кинематограф и кинопрокат. Наверное, режиссёр картины, раздобывший немалые деньги, заручившийся поддержкой Голливуда, заимевший шикарные технические возможности, на отдачу рассчитывает. И вполне возможно, что она будет, если и не стопроцентная, то хоть какая-то. А вот что в душах зрителей останется?
Есть, конечно, кадры, от которых щемит сердце. Те, в которых никаких новшеств и эффектов, не раз виденные во многих фильмах о той войне. И в «Сталинграде» Бондарчук не избежал реалистических сцен расстрела мирных жителей и сжигания их заживо. Вот тут-то сердце сжимается и слёзы на глазах. Однако сцены данные вроде бы как и не из этой картины...
Гламурный режиссёр изначально не собирался давать эпическую панораму решившей исход войны битвы, растянувшейся на кровавые полгода. Он показал лишь один небольшой эпизод, в основу которого положил две истории любви, вокруг которой разворачиваются все события в полуразрушенном доме, ставшем последним препятствием на пути немцев к Волге. Оплот советских войск удерживает горстка русских солдат, между которых оказывается отбитая ими у немцев юная сталинградка. А немецкий капитан Питер Канн, который должен любой ценой сломить сопротивление противника, спасает русскую девушку, над которой он надругался, от угона в Германию. Надо понимать от большой любви. И русские солдаты, и их противник мечутся между выполнением конкретной боевой задачи и любовью.
В кадре не знаменитый «дом Павлова», хотя мысль такая может появиться. Однако, как пояснил режиссёр, таких домов было несколько, и он объединил их в одном месте «не по картографии, а чтобы все символы снести воедино». А всё придуманное ради эмоционального состояния, которое режиссёр решил высечь в нас с вами. Порыв создателя картины ясен: напомнить нам, что война это не только сражение. Что были там трогательные истории любви. И на самом деле совершались просто невероятные, в обычной жизни невозможные сверхчеловеческие поступки. Однако война у Бондарчука не та самая, священная, а лишь фон для любовной драмы. Место, где это происходит, лучше бы назвать городом Зеро, а не Сталинградом: этичнее по отношению к выжившим в страшной мясорубке солдатам.
Эпизод из теперь уже далёкой истории Бондарчук обрамил сюжетом из дней нынешних о том, как сын главного героя капитана Громова и девушки Кати спасает людей в завалах разрушенного страшным землетрясением японского города. Наверное, для связи времён и как напоминание о том, что потомки героических бойцов также способны на подвиги. И как символика: в дымящихся развалинах лежат придавленные плитой немецкие девушки, которых седой эмчеэсовец отвлекает от страха и боли, рассказывая на их родном языке историю своей матери.
Приступив к съёмкам «Сталинграда», режиссёр пообещал сделать кино, какого мы «никогда не видели». С технической точки зрения к фильму придраться сложно: не уступает таким шедеврам компьютерного гиперреализма, как, скажем, «300 спартанцев». Вот только на пользу ли это, если даже эпизод атаки превращённых в факелы советских солдат вызывают не оторопь, а восхищение круто! Вот только уместно ли использование священной войны в качестве визуального аттракциона...
Наверное, не всегда так уж важен жанр картины. И всё же вопрос возникает: что же снял именитый режиссёр эпическую батальную картину или слезливую мелодраму? Или два в одном? С блокбастерной искусственностью изобразительного ряда созданными на компьютере, а не на натуре впечатляющими размахом панорамами. Однако и в чёрно-белых кадрах не скрыть шитого белыми нитками.
К чему не придерёшься, так это к выбору музыкального оформления. Написанное американским композитором Анджело Бадаламенти и исполненное народной артисткой России Анной Нетребко эпично и проникновенно. Музыка столь выразительна, что слов не необходимо, поэтому и звучит только вокализ оперной дивы. В финале, на титрах, Земфира поёт знаменитую «Легенду» Виктора Цоя, которая заканчивается словами: «Смерть стоит того, чтобы жить, А любовь стоит того, чтобы ждать». Хорошо поёт и вроде бы к месту, однако кажется, что всё же «не из той оперы».
Вот уже третий год подряд Россия выдвигает на соискание премии «Оскар» фильмы о Великой Отечественной войне. Два года назад «Утомлённые солнцем 2» Никиты Михалкова, в прошлом году «Белый Тигр» Карена Шахназарова. В нынешнем удостоили «Сталинград». Наверное, жюри престижной премии скоро решит, что в России других тем в кинематографе нет. Одна только война. Осовремененная снимают, кто во что горазд. Лишь бы не так, как раньше не реалистически. Нынче в моде «новаторство».
Наверное, выдвиженцы уповают не на пословицу «бог троицу любит», а на эмблему американской кино- и телекомпании «Коламбия пикчерз».
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
По материалам информационного агентства Крымская правда