Шекспировскую тему можно считать своеобразным лейтмотивом пьесы Александра Островского «Бешеные деньги».
Основание для этого есть одно из первоначальных названий пьесы «Коса на камень». Второе авторское название рассказанной на сцене Крымского академического русского драматического театра режиссёром Юрием Хаджиновым и его командой актёров истории «Не всё золото, что блестит». Жанр оконченной в ноябре 1869 года и впервые поставленной на следующий год сразу в двух российских театрах, Александринском и Малом, пьесы комедия.
Как и в большинстве своих произведений, Островский поднял в «Бешеных деньгах» тему кризиса сходящего с арены жизни дворянства и торжества приходящей ему на смену буржуазии.
Крымский режиссёр от буквы хрестоматийного произведения не отступает. Ни одного персонажа не наделяет чертами безоговорочно положительными. Он вообще отстранился от оценок, предоставив возможность зрителям самим выбирать того, кто мог бы назваться героем своего времени. Будем ли мы с вами симпатизировать попавшему на первый взгляд в разношёрстную и совсем не симпатичную компанию Савве Василькову, зависит от актёра, взявшегося за воплощение в общем-то не такой уж сложной психологически роли. Его задача изобразить сначала непреодолимую любовную страсть к светской львице из пришедшего в упадок дворянского рода Лидочке Чебоксаровой (Нина Станиславская) и готового на всё ради обладания этим сокровищем, а затем отрезвление оскорблённого в своих чувствах человека. Мстить не желающего, однако вынужденного это сделать всем ходом событий и поведением дамочки, у которой на уме одни только деньги. Бешеные деньги. Каковых не находится не только у мужа, однако и у претендующих на покровительство над ней молодых и не очень поклонников красоты юного создания, воспитанного далеко не в самых строгих правилах мамашей (заслуженная артистка Украины Валерия Милиенко). У поклонников юного очарования традиционно для Островского несимпатичные и отчасти «говорящие» фамилии: Телятев (заслуженный деятель искусств АР КРЫМ Юрий Хаджинов), Кучумов (народный артист Украины Валерий Юрченко), Глумов (Владимир Меньшиков). Они в демагогии и обмане. И только разум спасает Лидочку от окончательного морального падения в незавидной роли содержанки одного из них. Она вовремя понимает, что единственный, у кого есть реальные деньги, муж и что лучше принять предложение стать у него экономкой, чем по миру пойти или по нечистоплотным рукам. Её уже не может остановить даже предупреждение, что ради жены, которая и нужна-то теперь ему только для того, чтобы вывести в свет, практичный Савва «из бюджета не выйдет». Такое вот аморальное торжество моралиста за пренебрежение его «простотой и добротой сердечной». Однако приходит оно уже после отрезвления влюблённой пылкой натуры. Для автора пьесы всегда важно психологическое развитие образа. А какое уж тут развитие, коли зритель сразу делает вывод, что брак для Василькова торговая сделка, а любовь не что иное, как предмет купли-продажи? Пылкой страсти не наблюдается. Как и торжества одержанной сначала отвергнутым, а потом вновь ставшим необходимым мужем победы.
А всё потому, что начинающему перспективному актёру с броской фактурной внешностью Антону Навроцкому роль оказалось не под силу. Он ведёт её слишком отстранённо, ровно и... равнодушно. Он не в образе Василькова, а рядом с ним. А стороннему наблюдателю не изобразить ни страсти, ни разочарования, ни торжества. Под стать ему в этом и Нина Станиславская. Столь же холодна и равнодушна. Не только к Василькову, однако и к собственной матери, к разорившемуся отцу, давно покинувшему своё семейство, не только не обеспечивающему его, однако и требующему денег на покрытие долгов неудачника. Да и к самой жизни. Денежный интерес единственный движущий поведенческий мотив и для Василькова, и для Чебоксаровой. До срока состарившимися видим мы молодых людей на крымской сцене. Чем руководствовался режиссёр, сделав их ровесниками, загадка.
Удивляться тому, что молодые исполнители проигрывают более опытным коллегам, не приходится. Для Валерии Милиенко Островский отец родной: не в одной пьесе сыграла, создала целую галерею купеческих дамочек разного возраста. Буквально купается в каждом образе из прошлого, без малейшей натяжки приближая его к дням нынешним. В меру озорна, в меру простовата и хитровата одновременно. С юношеским озорством изображает своего далеко не первой свежести сладострастного героя Валерий Юрченко. Оживает сцена и в моменты появления на ней Юрия Хаджинова. Его Телятев умеет разыграть и во время отойти в сторону, изобразить участие и оправдать отказ реальной помощи. Пожалуй, только данные трое с удовольствием живут в предложенных обстоятельствах. Актёрской же ансамблевости, увы, не получилось.
Спектакль организм живой, развивающийся. И вполне возможно, что с «Бешеными деньгами» на сцене русского театра произойдут чудесные метаморфозы, какие преобразят его.
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
По материалам информационного агентства Крымская правда