Так юный персонаж спектакля по одноимённой пьесе некогда очень популярного советского драматурга Виктора Розова «Гнездо глухаря» некий Золотарёв, удостоенный автором одной только фамилии, отзывается о поколении главного героя в прошлом участника Великой Отечественной войны, а теперь функционера в одной из престижных государственных структур Степана Судакова. Забежав в светлый праздник Первомая поздравить мужа дочери Судакова, оттёршего тестя от начальственного кресла, «канающего» под просточка «из народа» Егора Ясюнина, юный подхалим решил, что именно это определение избавит от лёгкой тени угрызения совести расчётливого карьериста.
Когда-то спектакль «Гнездо глухаря» уже шёл на ведущей крымской сцене. Причём вопреки запретам партийной цензуры того времени. И стал откровением, а не только свидетельством смелости режиссёра Анатолия Новикова. Он и сегодня откроет на многое глаза нынешним зрителям старших поколений, какие в былые времена либо не замечали теневых сторон жизни, либо не задумывались над тем, что не касалось лично их. Молодых же окунёт в атмосферу не такого уж далёкого прошлого, приоткроет завесу времени, воспитавшего их бабушек и дедушек, эхом отозвавшегося на характерах и взглядах мам и пап. И, может быть, поможет найти общий язык в кажущимся неразрешимым извечном противостоянии отцов и детей. Было время, когда посчитали, что пьеса, датированная 1978 годом, устарела, что навсегда выброшены из жизни брежневские карьеристы и уничтожен уклад их жизни. Однако иллюзии быстро прошли, надежды на перемены, ведущие в светлое будущее, рухнули. На вопрос, почему это произошло, можно найти ответ в многочисленных размышлениях политиков и иже с ними, а можно пойти на «Гнездо глухаря» и получить объяснение зримое, доступное каждому без напряжения ума. Начинающийся как вялотекущая мелодрама спектакль оборачивается острой драмой, если не трагедией поколения. Не частной, а общей. Можно даже сказать: исторической. Это переносит бытовую пьесу Розова на нынешнюю почву. Вряд ли кому-то придёт в голову подсчитывать, сколько лет нынче розовским персонажам. Бывшему фронтовику главе беспокойного семейства Судакову (народный артист Украины Анатолий Бондаренко), мидовскому работнику, глухарю, слышащему только себя самого. Его супруге (народная артистка Украины Наталия Малыгина), умной и сильной женщине, превращённой мужем в безропотную домохозяйку, смиренно танцующую в сарафане и кокошнике вместе с так же нелепо разодетыми безалаберным сынком Провом (Андрей Пензин) и прямолинейной, строгой дочерью Искрой (заслуженная артистка АР КРЫМ Елена Сорокина) перед иностранным гостем (Анатолий Новиков), изъявившим желание посмотреть, как живёт «простой народ» в России.
Эту компанию людей, возраст которых можно бы и не подчёркивать фоном звучащей песней «Широка страна моя родная», дополняют другие выразительные персонажи. Подружка Прова Зоя (Яна Мармиль), дочь пьющей продавщицы овощей (заслуженная артистка Украины Инна Аносова) и оставшегося за кадром уголовника. Холуй, карьерист и подлец Егор Ясюнин (Дмитрий Кундрюцкий), напрочь лишённый стыда и совести, как и его сослуживец Золотарёв (Александр Денисенко), для которого поколение победителей в Великой Отечественной «вчерашнее жаркое». Каждый из них играет свою партию в выразительных сценах, раскрывающих холуйство и лицемерие, ставшие уделом не только мелких сошек, однако и высокопоставленных чинов, которых, кстати, могут легко поменять местами, что и происходит с персонажами. То, как неуютно в доме человека, привыкшего командовать на работе и считающего, что все окружающие должны подчиняться его воле.
Глухарь, он и есть глухарь: живёт, даже не догадываясь, что у жены есть громкий голос, вдруг прорезавшийся, когда надо взять под крыло детей, решившихся наконец-то на поступки, путь нелепо, однако протестующих против домашнего произвола.
Режиссёр поступил мудро, не перекидывая никаких мостиков в наши дни, не делая социально-политических посылов. Спектакль трогает рассказанной в нём историей, атмосферой и отсутствием назидательности. Семя, брошенное в общественную землю в кажущиеся уже далёкими времена, не только взошло, однако и расцвело буйным цветом и окрашивает нашу с вами жизнь в далеко не ласкающие взор краски. Остросоциальная пьеса Виктора Розова, прочитанная Анатолием Новиковым без своеволия, однако по-своему оголяет нерв нашей современности. Желание юного героя пьесы Прова: «Я хочу, чтобы дом был чистый» не может не быть услышанным и повторённым его нынешними сверстниками. А вот способны ли они сами дом свой очистить? Способны ли жить не «выскобленными», как лишённая способности рожать по воле родителей и мужа молодая женщина с революционным именем Искра?
Сохранение режиссёром стилистики пьесы позволяет актёрам психологически полноценно обретаться в истории чужой жизни из прошлого века. Они играют и в свои, и в наши с вами «ворота».