Последние новости

Реклама

Пропустив через сердце войну Она печёт замечательные пироги и более 60 лет не расстаётся с «Крымской правдой». У неё удивительно добрые глаза, в которых отражается то, что принято называть житейской мудростью. Она гордится своей Родиной — Советским Союзом и не скрывает эмоций, когда рассказывает о войне. Ии Тарбинской довелось рыть противотанковые рвы под Смоленском, пережить бомбёжки, обстрелы, бои под Харьковом, Сталинградскую битву, оборону, окружение...

Всё для фронта

Последний экзамен сдан на «отлично». Ия Тарбинская, теперь уже третьекурсница Московского института истории, философии и литературы, принимает поздравления друзей. И вместе с ними удивляется, когда по институтскому радио их приглашают в самую большую аудиторию. Там в звенящей тишине слушают выступление наркома иностранных дел Вячеслава Молотова. 22 июня 1941 года.

- Сразу пошли в военкомат, — вспоминает Ия Николаевна, — с парнями ещё стали разговаривать, а нас, девчат, сразу отправили. Что же делать? От комитета комсомола, который тогда возглавлял Шурик Шелепин (будущий глава КГБ Александр Шелепин. — Ред.), получаю направление на возведение военного авиазавода.

Ия Николаевна вспоминает, как почти бегом подносили на вытянутых руках кирпичи каменщикам, как 3 июля все замерли у репродукторов, слушая речь Иосифа Сталина. Потом, будучи преподавателем истории, она часто читала её студентам и всякий раз возвращалась в июльский день 41-го, вновь и вновь слыша голос вождя. Затем оборонительные работы под Смоленском, фашистские авианалёты — сбрасывали листовки: «Дамочки, не копайте ямочки, всё равно наши таночки перескочат ваши ямочки!». Потом вновь завод и стойкое ощущение, что слабо она помогает фронту.

- Пошла на курсы военных переводчиков, все экзамены сдала, медкомиссию прошла, а с зачислением медлили, — рассказывает ветеран. — Каждый день ходила узнавать. Однажды полковник не выдержал: «Надоела ты мне, пошли к генералу, он всё объяснит». Там-то и узнала причину отказа: в первую мировую мой раненый отец попал в австро-венгерский плен. Доказывала, что после этого он верой и правдой служил в Красной Армии, а умер за 6 лет до войны; принесла рекомендации от института и ЦК ВЛКСМ. В общем, приняли. Три месяца учились даже думать по-немецки.

В начале 42-го получила направление переводчицей в 541-й стрелковый полк 136-й стрелковой дивизии.

Ни шагу назад!

Она вспоминает первый допрос пленного на Донбассе и как в феврале 42-го их уже 15-я Краснознамённая дивизия стала Гвардейской (впоследствии — 15-я Гвардейская стрелковая Харьковско-Пражская ордена Ленина, дважды Краснознамённая, орденов Суворова и Кутузова дивизия. — Ред.). Не может забыть ожесточённые сражения под Харьковом, когда потерпели поражение от дивизии генерала Дюбуа. Как при отступлении осталась одна с документами всего разведотдела дивизии и как, не потеряв ни одного, выходила из окружения с бойцами других частей. Помнит приказ «Ни шагу назад!», переложенный на стихи фронтовыми поэтами Зельманом Кацем и Матвеем Талалаевским: «Судьба наша свита с судьбою народа,/ Нам рабство и гибель грозят./ Так нет у нас больше дорог для отхода./ Товарищ, ни шагу назад!». И как вначале надменно, а потом растерянно вели себя на допросах пленённые фашисты, как приходилось слушать «немецкую волну», отправляя донесения в штаб, разбирать почерки в письмах и документах гитлеровцев. Как обороняли южные подступы к Сталинграду и наступали там, пленив старого знакомого генерала Дюбуа.

- Я участвовала в его допросе, — рассказывает Ия Николаевна. — Так он высокомерно заявил нашему комдиву генерал-майору Емельяну Василенко: «Я тебя разбил под Харьковом!». Всегда спокойный комдив вспылил: «Ты меня под Харьковом разбил, а я тебя в Сталинграде пленил».

А потом уже наша дивизия освобождала Харьков, сражалась на 1-м Прибалтийском фронте.

Война для переводчицы военной разведки окончилась весной 44-го: сказались контузия и обморожения. Вернулась домой в Александров Владимирской области. Вместе с мамой ждала писем с фронта от брата Анатолия, который после 10-го класса в сентябре 42-го ушёл воевать, желая приблизить «окончание войны, а если надо, отдать жизнь за Родину». Анатолий Николаевич окончил войну в Восточной Пруссии, получив несколько наград и 14 благодарностей командования.

Ощущение Победы

- Вспоминаю 9 мая 1945-го, — продолжает Ия Николаевна. — В 4 утра диктор Юрий Левитан сообщил об окончании войны. Как мы обнимались с мамой!
А потом я побежала в горком, где была лектором, по пути стучала во все окна и кричала: «Победа!».

В начале 50-х Ия Николаевна, выпускница Московского госуниверситета, перебралась в Крым. По примеру мамы, учительницы, преподавала историю в пединституте, в Академии природоохранного строительства. С мужем Алексеем Шокуном, выписывавшим нашу газету с 1933 года, они счастливо прожили 46 лет. Алексей Пантелеймонович в годы войны был отважным партизаном знаменитого Ичкинского отряда, а в мирное время стал хорошим хозяйственником: возглавлял винсовхоз в Алупке, сектор совхозов Крымского обкома партии. А не стало его в 1997-м.

Ия Тарбинская хранит редкие военные фото, письма с фронта, дневник брата, который он вёл ещё школьником. Вспоминая о войне, как истинный фронтовик рассказывает не о себе, а о товарищах, о подвигах, о погибших, о патриотизме.

- Любовь к Родине, Советскому Союзу, дала возможность одолеть ненавистного врага, — уверена Ия Николаевна. — Вспоминаю слова мамы о том, как она рассказывала моей 6-летней двоюродной сестре сказку о Золушке. Малышка мечтательно говорила, что будь у неё волшебная палочка, то пожелала бы, чтобы война закончилась, все папы вернулись домой живыми и все бы хорошо жили. Ничего для себя — всё для страны. Так и весь наш народ, от мала до велика, ковал Победу. Знаете, незадолго до смерти, поздравляя меня с Днём Победы, брат писал: «Я рад, что жил в данную эпоху, и счастлив. Прошло много времени, тем не менее ощущение Победы
45-го года останется на всю жизнь». Ощущение Победы, Родины и того, что не мы выбираем время, а оно выбирает нас. Как же мне хочется, чтобы никогда больше наши народы не познали ужасов войны, а память о подвиге советских людей, победивших фашизм, жила в сердцах будущих поколений ещё очень долго.

Наталья ПУПКОВА.

Фото и фоторепродукция
Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 29 марта 2013 | Разделы: События
29 марта 2013

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля