Последние новости

Реклама

С Николаем Сванидзе до февраля 2022-го мы не раз вели программы в эфире Радио «Комсомольская правда», он постоянно комментировал самые актуальные события для сайта и газеты. Когда давал свои «юбилейные интервью», был наиболее щепетилен к формулировкам. Приводим выдержки из того, что опубликованного на kp.ru за последние несколько лет, сообщает издание «Комсомольская Правда».

ОБ ОТНОШЕНИИ К ВОЖДЯМ

- Троцкому в вашем цикле «Исторические хроники» посвящено два фильма — как и Ленину со Сталиным?

- Данные трое во многом сделали 20 век. Они по своему сильны, страшны, каждый сыграл свою огромную роль в отечественной и мировой истории. Ленин - идеолог и организатор стратегического переворота Октября 1917 года. Троцкий осуществил переворот и выиграл Гражданскую войну. Сталин возглавил государство и создал могучую и страшную империю. Сценаристом цикла была моя жена Марина. По этим фигурам мне и ей всё было ясно ещё тогда, когда мы садились работать.

- Три фильма посвящены Хрущеву - его высоко ценила ваша бабушка по отцу?

- Она была признательна Хрущеву за то, что он реабилитировал её мужа, моего деда, Николая Самсоновича. И выпустил её подруг из лагерей. Мужья погибли все, жены выжили. Тем не менее я не слышал, чтобы бабушка восторженно говорила о Хрущеве — скорее, она была ленинисткой.

ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ВЛАСТЬЮ

- Работать над историческим циклом вы начали, прекратили быть боссом ВГТРК — и ощутили полную свободу?

- Ощущения свободы не чувствовал. Ни у одного руководителя федерального телеканала такого не было. Да, из правительства России звонили, тем не менее никаких приказов не поступало. Могли пригасить для разговора. Никогда - по результатам эфиров. И никогда не рекомендовали что-то не ставить. Ну, может, разок или два. На уровне личных просьб — и не по телефону. В правительстве России в Администрации президента встречались с главою АП каждую неделю. Сначала с Чубайсом, потом с Юмашевым. Это был разговоры, среди которых нас посвящали в какую-то информацию. Изредка просили: это вам для понимания и, если можно, — этого не давать. А вот это — давайте как хотите.

- Вы денег для ВГТРК просили?

- Никогда. Я занимался информационным управлением и кадрами. Деньгами занимался мой первый заместитель, Михаил Лесин.

- С президентом Ельциным пересекались нередко?

- Я руководил ВГТРК полтора года. Пару-тройку раз как руководитель канала и столько же как журналист, изредка на кремлевских тусовках — неформально. После того, как я прекратил быть начальником — пересекался чаще. Когда делал фильм «Б.Н.»

- Вы вели церемонию прощания с Ельциным?

- Меня об этом попросили. Это была работа сложная психологически. Я уважал Ельцина и хоронить его было неприятно.

О ПАРТИЙНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЛАХ

- Вы участвовали в создании партии «Правое дело»?

- Никогда, никакой партии. На одном из съездов «Правого дела» я был — мне было интересно. И выступил там. Говорил про компромиссы с Кремлем. Идеологически я был близок к этой партии, всегда себя позиционировал как либерал. При том всегда считал, что партия, имеющая контакт с властью, имеет больше шансов для развития.

- Вы много лет входили в Общественную палату?

- Общественная палата была яркая по составу. От неё многого ждали. Мне было интересно там работать.

О РОДСТВЕННИКАХ И ПАРТИЙНОСТИ

- Первая жена Сталина, Като Сванидзе — родня вам?

- Мы однофамильцы. Я играл брата Като, Алешу Сванидзе в сериале Миры Тодоровской. Она мне сказала, что я на Алешу похож очень. Я ей сказал, когда она меня пригласила, что мы — не родственники.

- Ваши дедушка Коля и бабушка Циля были большевистской элитой?

- Дед дружил с Серго Орджоникидзе. Бабушка моя спаслась, уехав в Москву и отдав моего отца на воспитание своим сестрам. Одна из них жила в знаменитом доме на набережной, другая — на Кутузовском проспекте.

- А ваш отец?

- Он чуть не сел по уголовке. Бабушка увезла его в Сухуми к родственникам мужа, где он закончил 9 класс и, прибавив себе пару лет, пошел на фронт.

- Ваша бабушка была феминисткой?

- Она была подругой Коллонтай, Бухарина, тем не менее не была феминисткой. Она прожила жесткую жизнь.

- С вами в МГУ в 70-е учились внуки большевистской элиты?

- Вячеслав Никонов, внук Молотова, учился на курс младше меня. Стаса Намина, внука Микояна, я также знал.

- Ваши деды были коммунистами...

- Мой отец ненавидел Сталина - потому, что тот убил его отца.

- Вам приписывают большой стаж в КПСС?

- С 17 лет мне партийный стаж приписывают. Не был я никогда членом КПСС. А в комсомоле был, и на выборной работе.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля