Последние новости

Реклама

«Идём по делу – в бильярдную»: о хобби, которое объединяло императоров, полководцев и поэтов

Первооткрывателем прелестей игры на бильярде для жителей Российской империи считается царь-реформатор Пётр Великий. С годами заморская забава набрала невиданную популярность по всей стране. И Крым не стал исключением…

Об этом сообщило издание «Крымская газета».

Воронцов против Нахимова

Страстной любительницей бильярда была Екатерина II. Более того, она издала несколько указов, которые официально предопределили место и роль этой игры как средства развлечения и пополнения казны. Причём не только в Санкт-Петербурге, но и далеко за пределами столицы. Таким образом, в указе от 9 декабря 1770 года подчёркивалось,

что во всех гербергах (то есть ресторанах) и трактирах для удовольствия всякого звания людей и «для увеселения приходящих дозволить иметь билiарды». Позже императрица пошла ещё дальше и запретила любые другие игры. Немудрено, что завсегдатаи подобных заведений за неимением альтернативы быстро пристрастились к игре, любовь к которой передавалась из поколения в поколение.

Не устоял и светлейший князь, граф Михаил Воронцов. Он не только имел выдающиеся военные заслуги перед Отечеством, но и активно занимался меценатством (при его поддержке создавались библиотеки, училища, музеи и учёные общества). Неудивительно, что частыми гостями во дворце графа в Алупке становились выдающиеся культурные деятели и военачальники. Например, большие любители бильярда адмирал Михаил Лазарев, военный губернатор Севастополя и Николаева, и его ученик герой обороны Севастополя адмирал Павел Нахимов.

Высокообразованный и разносторонний, Михаил Семёнович был образцом во многом, включая и бильярд. А его бильярдная комната в Алупке была одной из лучших в стране. К сожалению, оригинальный стол не сохранился. Но в экспозиции Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника представлена его копия – массивный стол красного дерева на резных ножках, затянутый зелёным сукном.

«Рождённый ползать – писать не может!»

Задорная домработница в «Подкидыше», мудрая черепаха Тортила в «Приключениях Буратино», заботливая миссис Хадсон в «Шерлоке Холмсе» – вот лишь несколько образов из фильмографии Рины Зелёной. Артистка любила сыграть на бильярде. Порой её партнёром по игре становился Владимир Маяковский, о чём впоследствии Рина напишет в книге мемуаров «Разрозненные страницы». Примечательно, что такие партии случались и в Крыму.

«Двадцать шестой год. Я иду по набережной Ялты рядом с Владимиром Владимировичем Маяковским. Только мы не гуляем, как все, а идём по делу – в бильярдную. Странно, что он позвал меня: у него всегда огромный выбор первоклассных партнёров. Но ослушаться его я не могу, он и так чем-то расстроен», – читаем в «Разрозненных страницах». Там же можно узнать, как выглядела типичная южнобережная бильярдная 20-30-х годов прошлого столетия: «Итак, мы с Владимиром Владимировичем входим в бильярдную. Там почти всегда одни и те же лица: курортники, актёры, кто-нибудь из писателей. Как всегда, накурено. Им что море, что погода – всё равно. Они ждут очереди: столов мало. Кии – хотя есть хорошие – надо тоже ждать». В тот день, по воспоминаниям актрисы, в помещении было человек шесть-восемь. Как только Маяковский переступил порог, ему освободили стол и замерли в ожидании: кого же поэт выберет в противники? Он сразу заявляет: «Я играю с Риной. Условия такие: играем американку. Она должна положить два шара, я – тринадцать. Если выигрываю я, все присутствующие ставят мне по бутылке вина. Если Рина – я всем по бутылке». Что ж, условия для дамы довольно унизительные. По сути, проиграть актриса могла лишь в том случае, если поэт «положит все тринадцать шаров подряд с одного кия».

«Маяковский, прищурив один глаз от дымящейся в углу рта папиросы, внимательно оглядывает другим глазом расположение шаров. У него свои расчёты. Он играет левой рукой. В это же время каким-то особенно элегантным движением он мелит мелком кончик кия. Маяковский начинает. Шары летят безошибочно. Подряд три в правый угол, два мягко, накатом, – в середину, от двух бортов – в угол, «свой» сам падает в середину, через весь бильярд – в левый дальний, ещё одного «своего» ввинчивает в середину. Ему нельзя сделать ни одной ошибки. Но он её делает. Все ахают», – вспоминает Рина Зелёная. Актриса с лёгкостью забила два шара и долго не решалась поднять глаза на Маяковского. Затем увидела, что он улыбается…

По воспоминаниям современников, поэт не любил играть на интерес, но и за денежными выигрышами не гнался. Он часто использовал бильярдный стол, чтобы поквитаться с литературными оппонентами и критиками, заранее условившись, что проигравший лезет под стол на четвереньках. Обычно в таком унизительном положении оказывались его поверженные противники. Таким образом, однажды за бильярдным столом поэт свёл счёты с критиком, написавшим разгромный отзыв. Выиграв партию, он отправил противника под стол и добил его фразой: «Рождённый ползать – писать не может!»

Страсть первого космонавта

Юрий Гагарин неоднократно приезжал на отдых в Крым и до, и после своего легендарного полёта. Останавливался космонавт, как правило, в гурзуфском санатории Минобороны СССР и часто наведывался в расположенный по соседству «Артек». Поговаривают, что манила его туда не только любовь к детям, но и большой дореволюционный бильярдный стол, который стоял в админкорпусе лагеря «Морской».

Играть Гагарин мог дни напролёт. Только воспоминания о мастерстве космонавта у очевидцев противоречивые. Одни утверждают, что равного ему игрока надо было ещё поискать. Другие же отмечают, что Юрий из раза в раз проигрывал одному вожатому часть своих отпускных, зарекаясь и близко приближаться к этому «чёртовому столу».

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля