Как одевались наши прабабушки 100 лет назад? Как выглядели, как проходил их день, чем занимались прекрасные дамы в то давнее время Серебряного века? Это можно увидеть сейчас в Воронцовском дворце в Алупке. Здесь открылась выставка «Мир женщины конца XIX – начала XX века». При поддержке Министерства культуры РК в первый раз в республике вниманию гостей представлены редкие предметы женского туалета в стиле модерн из фондов Ростовского областного музея краеведения. Они поражают текучестью форм, роскошью и изысканностью, сообщает издание «Крымская газета».
Во Франции это время получило название «прекрасная эпоха», в Британии – «Эдвардианская эпоха». В истории русской культуры Серебряным веком принято называть промежуток времени с 1890-х
по начало 1920-х годов. Для нашего отечества этот промежуток времени имеет особое значение. Навсегда ушедшая эпоха дворянства и голубой крови, уходящая загадочность «Неизвестной» Ивана Крамского и странное предсказание «Незнакомки» Александра Блока. Экспонаты выставки окунают нас в ту эпоху – с точки зрения женщины.
Как много было ей требуется. Дамы из высшего общества были вынуждены менять туалеты по семь-восемь раз в день. Существовали «платья для приёмов» и «послеобеденные», «чайные туалеты» и туалеты для скачек, для игры в теннис, велосипедные шаровары-блумерсы, одежда для дачи, костюм для купания в море… Каждый туалет требовал особого нижнего белья. На ночь и для утреннего пробуждения также нужны были особые туалеты.
Всё самое модное рождалось в Париже – тогда был один центр моды, а не три, как сейчас. В России о новинках рассказывали 10 журналов (здесь были описания туалетов светских дам и известных актрис, выкройки, рисунки вышивок, советы по приобретению понравившихся туалетов, кулинарные рецепты, рисунки и фотографии моделей парижских кутюрье). Те, кому было не по карману заказать наряды «из Парижу» или у модисток (что также было баснословно дорого), носили готовую одежду или шили «у своих».
В одной из витрин выставки представлены журнал с выкройками, лекала, нитки, ножницы – всё, что требуется для создания наряда своими силами. Парфюмерные и косметические наборы, щипчики и плойки, перчатки и зонтики, крохотные сумочки и фильдеперсовые чулки, веера и лорнеты, атласные туфельки и предметы для игры в карты, причудливые украшения из перьев экзотических птиц (только страусиных перьев ввозили в Россию до 500 тонн в год) – всё это было женщине просто требуется!
Дополняют выставку уникальные старинные открытки с изображениями прекрасных дам, которые сопровождаются стихами русских поэтов Серебряного века.
Директор Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника Александр Балинченко на вопрос, почему же выставку не приурочили к 8 Марта, ответил: «А почему женщине надо посвящать лишь один день в году? У нас была прекрасная выставка «Женская красота сквозь века». Эта тема прекрасная, бездонная, неисчерпаемая… Выставка «Мир женщины конца XIX – начала XX века» окажет помощь современному человеку понять загадочную женскую душу».
«А у нас нет такого дворца…»
Галина Куликова – директор Ростовского областного музея краеведения, крупнейшего музея юга России.
– Галина Николаевна, эта выставка создана для Крыма?
– Да, специально для Крыма. Для нас честь представить свою работу в то время, когда так широко отмечается пятилетие возвращения Крыма в Россию. Особенно в этом месте – во дворце графа Воронцова. Сотрудничество с музеями Крыма началось недавно: пару лет назад показали выставку в Центральном музее Тавриды в Симферополе.
– Безусловное украшение выставки – наряды Серебряного века. Это подлинные вещи или они сшиты в этот день?
– Платья в стеклянных витринах – подлинные вещи конца XIX – начала XX века. Другие сшиты по лекалам того времени. Это дипломные работы студенток отделения дизайна художественного училища им. Грекова. По нашему заказу девушки работали в тесном сотрудничестве с сотрудниками музея, использовали исторические журналы мод, лекала.
– А известны имена хозяек исторических нарядов?
– Из тех, что представлены в Алупке, – только одного комплекта. Его обнаружили в 1980-х годах в Новочеркасске, на чердаке дома Александра Флёрова – создателя отечественной научной школы ботаников-географов и геоботаников. Вероятнее всего, это наряды его жены. По просьбе музея одежда была бережно отреставрирована в спецмастерской в Москве.
– Предполагаете ли дальнейшее сотрудничество с Крымом?
– Конечно! Например, говорили с Александром Петровичем Балинченко о том, чтобы представить более полную историческую коллекцию костюмов в исторической обстановке – в самом дворце, а не в конференц-зале. В Алупкинском дворце нет такой коллекции, а у нас нет такого дворца. В Ростове-на-Дону интересно было бы представить Крым во всём его многообразии. У нас любят Крым.