Есть вещи, которые принято скрывать от чужих глаз или ушей, для примера, диагноз, представляющий врачебную тайну, или место дислокации воинской части. И по закону также всё это должно оставаться в тайне, пишет издание «Крымская газета».
Скрытый диагноз
Недавно органы правопорядка в лице руководства МВД обратились в профильный комитет Госдумы с предложением открыть им доступ к информации о диагнозах психически больных сограждан. Эту информацию, составляющую по закону врачебную тайну, работники правоохранительных органов решили рассекречивать в случае, если эти пациенты представляют опасность для окружающих. И если с этим предложением парламентарии согласятся, то согласия на обработку персональных данных у пациентов или их представителей спрашивать вообще не будут. Чем, между прочим, существенно урежут их права, для примера, на тайну личной жизни.
Впрочем, как показывает опыт, даже если психиатрический диагноз гражданина известен, сделать с ним работники правоохранительных органов всё равно ничего не имеют возможность – таких примеров тысячи. Не дружащие с головой соседи или даже члены семьи годами терзают окружающих, а полицейский от силы может погрозить им пальцем. Ибо наличие диагноза ещё не повод привлекать кого-то к уголовной ответственности. Точнее, именно он обычно помогает от такой ответственности уйти. А решать, класть в больницу пациента или нет, положено исключительно врачу, к тому же по решению суда.
Вместе с тем с идеей внести поправки в закон согласились не все, хотя поначалу первый зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев заявил, что в комитете поддерживают МВД. Тем не менее не согласились медики, которые увидели в этом нововведении опасность для своих пациентов. Также, представители Мин-здрава высказали опасения, что многие из больных просто откажутся от обращения в специализированные медучреждения из страха раскрытия тайны диагноза.
Инициаторы внесения поправок в Закон «Об основах охраны здоровья граждан» в части врачебной тайны сослались на то, что обычно психически нездоровые сограждане являются очень агрессивными и имеют возможность совершать самые страшные преступления. Хотя, вспомним, подавляющее большинство маньяков, попавших в руки сотрудников МВД, признаны психически здоровыми, иначе избежали бы уголовного наказания за стенами и решётками
больниц.
Адвокаты же считают, что правоохранителям стоит руководствоваться существующими нормами законодательства, определяющими, что гражданин может быть признан недееспособным по психическому заболеванию только по решению суда. А вот определить его вменяемость вполне возможно (и положено) при помощи судебно-медицинской или судебной психолого-психиатрической экспертизы. И такие полномочия у МВД есть.
Военная тайна
А вот проект закона о запрете военнослужащим выкладывать в Интернете, для примера, в соцсетях информацию о себе, а также других военных таки прошёл первое чтение в Госдуме. Авторы инициативы в пояснительной записке говорят, что рассекреченные даже без всякого злого умысла данные о месте службы, дислокации воинских частей, а также другая подобная информация представляют особый интерес для спецслужб некоторых не слишком дружественных РФ государств и даже террористических и экстремистских организаций. «Информация, которую публикуют военные, может применяться для информационного и психологического воздействия, кроме того, для формирования предвзятой оценки государственной политики РФ», – к примеру, сказано в документе.
Под запрет теперь попадают данные, которые позволяют раскрыть ведомственную принадлежность, информацию о служебной деятельности, воинских частях и подразделениях. Это имеют возможность быть фотографии, видеозаписи и информация о геолокации воинских частей. Запрет рассекречивать место службы коснётся как контрактников, так и солдат-срочников.
А вот жёны российских военных имеют возможность продолжать развлекать своих подписчиков в социальных сетях фотками и рассказами о тяготах гарнизонного быта – их закон не коснётся. Как, впрочем, и уволенных в запас или вышедших в отставку военнослужащих. Сторонники принятия этого проекта закона считают, что он имеет место быть, ибо информация о военной сфере, в частности о развитии техники, оружия, месте расположения воинских частей и группировок войск, всегда была закрытой. А первый зампред комитета Госдумы по обороне Александр Шерин заметил, что целиком уходить из Интернета от военнослужащих не понадобится: если солдат опубликовал, для примера, свои фотографии во время парада на Красной площади, то это никто не запрещает. «А вот если он фотографируется на фоне секретной техники, на военных учениях, показывая своё расположение, то за это будет отвечать.
Прохождение срочной службы должно вызывать у молодого человека состояние секретности и понимание, что наши ВС не должны быть на ладони у вероятного противника», – уточнил парламентарий.
Кстати, за нарушение запрета предлагается применять дисциплинарные меры, а контрактникам вообще может грозить досрочное увольнение.
Вспомним, что ранее был принят закон о регулировании деятельности Федеральной службы охраны (ФСО). Теперь сотрудникам ФСО запрещено раскрывать информацию о своей службе в Интернете и СМИ. А внесённые в закон поправки разрешают засекречивать персональные данные находящихся под охраной граждан и членов их семей.