Последние новости

Реклама

Как изменится Крым к 2020 году

О том, как реализуется в Крыму федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» и кто следит за миллиардными потоками бюджетных средств, «Крымской газете» рассказал вице-премьер правительства республики Виталий Нахлупин, передаёт «Крымская газета».

Об объектах

– Объекты по ФЦП были отобраны процентов на 90 где-то к концу 2014 года. Тогда ещё существовало Министерство по делам Крыма – вот оно и было непосредственно тем агрегатором, который работал между полуостровом и материком. Поэтому основные пункты программы были сформированы именно тогда, а на протяжении последующих лет и сейчас вводятся некоторые изменения. В части, допустим, несоответствия площадки тому проекту, который был отобран, наличия обременения, газовых сетей, какие невозможно перенести, подземных труб. Коррекция идёт в основном в части тех объектов, какие мы при взятых на себя обязательствах, к сожалению, не можем выполнить в срок. Это задачи, какие не были решены в конце 2016 года. Я напомню, что по некоторым объектам у нас провели торги, тем не менее проектно-сметная документация не была разработана, поэтому люди заключали контракт на кота в мешке. Они брали на себя обязательства, первично анализируя тот контракт, а документы по экспертизе уже выходили вдогонку. Поэтому сейчас мы имеем проблемы – несоответствие стоимостей: те, какие предполагали, и те, какие вышли из экспертизы.

О недобросовестных подрядчиках

– в этот день около 140 претензий направлено в адрес подрядчиков, некоторым дважды и трижды. По отдельным подрядчикам у нас уже начались судебные процедуры, если мы понимаем, что они не успевают. Если не успевают по объективным причинам, то этим подрядчикам мы готовы помогать, подставить плечо и работать с ними круглосуточно. Но, как сейчас мы понимаем, некоторые подрядчики, подчёркиваю, заведомо заходили для реализации мошеннических схем, а такие факты у нас есть, для того, чтобы украсть бюджетные ресурсы у республики. С теми подрядчиками разговор очень короткий, материал сформирован по ним – его мы подали в правоохранительные органы, в органы ФСБ, прокуратуры и Следственного комитета. И смею заверить крымчан, что с данными группами подрядчиков мы будем разбираться достаточно жёстко, чего бы нам это ни стоило. Проходимцев будем преследовать по всей территории республики, по всей территории большой России.

О процедуре финансирования

– Мы даём заявку, какое количество объектов и сколько денег на каждый объект республика готова взять на себя. До 1 марта заключаем соглашение между республикой и правительством в лице Министерства экономического развития РФ, которое отвечает за реализацию ФЦП, что, с одной стороны, мы выполним наши обязательства, с другой – что Правительство РФ выделит деньги. То есть это взаимные обязательства, какие даются на год. После соглашения нам доводятся лимиты. Нам даётся право начинать все необходимые процедуры по реализации этих объектов – проведение торгов, экспертизы и так далее. Главное – мы понимаем, что у нас деньги есть. Пока мы проводим процедуры, мы даём кассовые заявки. Это необходимые ежемесячно деньги, какие из годового бюджета мы готовы освоить по месяцу. Это называется «кассовая заявка на месяц». Соответственно, если мы не исполняем её, это также строго отслеживается. Мы пытаемся данные кассовые остатки, какие у нас недовыполнены, перевыполнить в следующем месяце. На 1 сентября показатель исполнения кассового плана для республики составляет более чем 98,5% – это достаточно неплохо. Я могу назвать общие цифры – порядка 52,5 млрд рублей республика обязана освоить в 2017 году. Порядка 33 млрд рублей – это будут переходящие деньги, какие освоят в 2018 году, это так называемые авансовые платежи. Это та предоплата, которая частично будет закрыта выполненными работами, а частично подрядчики обязаны будут её закрыть в первом-втором квартале 2018 года.

О проблемах

– У нас несколько пулов проблем, какие я желал бы озвучить. Первое направление, назовём его условно объективные причины. Потому что достаточно сложные объекты мы реализуем. Например, уникальное возведение Крымского моста – таких проектов за всю историю РФ не осуществлялось. Или, допустим, второй объект по капиталоёмкости – порядка 160 млрд руб – это трасса «Таврида». У нас есть геологическая сложность на определённых отрезках прохождения трассы, особенности наших грунтов, нашей местности, ландшафта. Мы планировали один срок прохождения экспертизы, а в финале получили немного затянувшиеся сроки.

Вторая часть проблем – это не совсем качественное проектирование. Я напомню, что у нас существовал особый порядок отбора подрядчиков в 2016 году – это был основной проектный год для программы. Мы не можем сказать, что все 100% объектов были спроектированы. Также, тот же подрядчик, который зашёл на строительно-монтажные работы, вынужден проводить перепроектирование объектов. Некоторые другие подрядчики в этот день находятся в судах – они некачественно выполнили свою работу и её переделывать не желают. Естественно, ошибки проектирования влекут за собой иные проблемы, у подрядных организаций, какие зашли на строительно-монтажные работы.

И в третьих – не о всех подрядчиках, какие к нам зашли, можно отозваться положительно. Например, условно назовём их компании-анархисты. Они не имеют здесь ни техники, ни человеческого ресурса, а надеялись взять крымские компании в субподряд. Теперь данные крымские компании сами берут в субподряд, а следующие субсубподрядчики берут ещё раз в субсубсубподряд – в итоге мы имеем по пять ветвей. Получается такая размытая ответственность, к сожалению. Мы предъявляем претензии к генподрядчику, а он говорит, что не виноват, что у нас в Крыму так работают. Понятно, что рабочих строительных специальностей сейчас не хватает, поэтому подрядчики вынуждены завозить с материка рабочую силу. Естественно, на такие затраты никто не рассчитывал. Прибыль существенно уменьшается – и интерес у подрядчиков пропадает.

О несправившихся

– Были громкие увольнения чиновников в конце 2016 – начале 2017 года. Уволен вице-премьер, который отвечал непосредственно за реализацию ФЦП, немного раньше уволен главный архитектор, немного позже – руководитель службы капитального строительства, который занимался реализацией программы, ещё чуть позже сняли ряд замов. Достаточно серьёзно была переформатирована Служба капитального строительства, и до сих пор существует определённое количество вакансий, мы до сих пор занимаемся кадрами.

О перспективах

– Программа выполнена таким образом, что позволяет решить структурные ограничения. Крымчане уже пережили водную, энергетическую блокады. Именно благодаря реализации этой программы основные инфраструктурные ограничения должны быть решены – проблемы с водой, электроэнергией, а также проблемы с прибытием воздушного транспорта, транспортная магистраль, которая будет связывать Крымский мост с остальной частью республики. Туристы, какие прибывают автомобильным и воздушным транспортом, сразу почувствуют данные перемены. По-этому требуется потерпеть, чтобы задышать почти полной грудью к 2020 году.

Из того, что проглядывается в этот день, скажу, что этими объектами крымчане в новой истории Крыма должны будут гордиться. Понятно, что трасса «Таврида» даст возможность развития малым сервисным предприятиям – начиная от шиномонтажа и заканчивая отелями – это огромнейшие потенциальные точки роста и притяжения, какие должны привлечь инвестора, отдыхающих и банковский капитал, чтобы реализовывать масштабные проекты в Крыму. Это закладка первого камня в здание счастливой жизни в Крыму.

Мы, разумеется, получим специалистов и компании, какие будут платить налоги, мы это уже чувствуем. Думаю, что остановки не будет. Очень многому мы учимся и выстраиваем планы, чтобы вложенные незначительные суммы давали максимальный экономический эффект. Так что это только начало – глава и команда, которая с ним работает, почивать на лаврах не намерены.

, что завершат до конца года

– 114 объектов – это были обязательства, взятые на себя республикой в конце 2016 и начале 2017 года. Один объект подлежит исключению. Мы понимаем, что многие объекты из заявленного количества находятся в этот день в так называемой зоне особого риска. Но радует то, что по некоторым объектам, какие находятся под контролем администрации Президента РФ – их 56, – ситуация нормальная. Сейчас мы приступили к достаточно сложным объектам – это 40 ФАПов и амбулаторий, какие будут оказывать медицинские услуги в труднодоступных районах. Контракт выиграл нормальный подрядчик, крымский, которого мы знаем. Из 40 объектов на 12 уже фундаменты подготовлены, два стандартных модульных ФАПа уже пришли в республику. Всего в Крыму до конца 2020 года планируется возвести 440 объектов по программе ФЦП.

О неосвоенных средствах

– Те деньги, какие республика не использует, возвращаются в резервный фонд Правительства РФ, и достать их очень сложно. Примерно 215 млн рублей у нас была потеря 2015 года, примерно 265 млн рублей – в 2016 году, в этом году посмотрим.

Деньги, какие подлежат списанию в конце года, не возвращаются. Это очень жёсткое требование, это тот кнут, которым республика будет наказана. Если, допустим, построили садик на 80%, а на 20% не закончили – сроки истекли, то придётся искать в своём бюджете деньги, чтобы достроить данный объект. С точки зрения мотивации и наказания, наверное, это правильно. Поэтому мы сейчас достаточно тщательно и трепетно работаем с каждым подрядчиком.

О контроле

– в этот день все объекты оборудованы видеокамерами, вся информация стекается в АНО «Дирекцию по управлению федеральной целевой программой», которое всю отчётность передаёт в Министерство экономического развития РФ и в управление по реализации ФЦП при Совете министров, которое отчитывается мне, а я – главе Крыма. Вообще, у нас многоуровневый контроль. Контроль за деньгами осуществляет технический заказчик, но самый главный контролирующий орган в части доведённых лимитов и так далее – Министерство финансов РК, которое ежемесячно подаёт отчёт главе Крыма и мне по использованию денег, какие мы запланировали. В части исполнения работ – это Служба строительного контроля и Служба капитального строительства, где есть специалисты, какие могут осуществлять этот надзор. В этом году был введён ежесуточный контроль, потому, что нам нужно иметь глаза и руки на объекте каждый день, чтобы мы не только по видеокамере могли контролировать, но и специалист непосредственно на стройке мог послушать, пообщаться, вопросы задать и так далее.

Также, примерно каждые две недели приезжает заместитель министра экономического развития РФ Сергей Назаров, который проводит со мной на объектах целый день. Он также проводит видеоконференции, приглашает специалистов из Москвы, из министерств и ведомств, а мы приглашаем подрядчиков и сами присутствуем, решаем сложные вопросы межкоординационного взаимодействия. Плюс у нас каждый квартал проходит совещание под председательством замглавы Правительства РФ Дмитрия Козака, где Сергей Аксёнов отчитывается об успехах и неудачах в республике.

В этот день мы работаем с планом-графиком строительства, который находится на контроле у Дмитрия Козака, в редакции середины ноября 2016 года. Несмотря на те объективные причины, какие мы сейчас преодолеваем, исправить ситуацию в части отставания, к сожалению, нам пока не удалось.

Объекты, какие планируется построить

на территории полуострова по ФЦП до 2020 года

объекты портовой инфраструктуры – 19 единиц

дороги общего пользования – 254,47 км

объекты здравоохранения – 4 единицы

объекты образования (школьного и дошкольного) – 113

ФАПы и врачебные амбулатории – 46

объекты культуры – 1

индустриальные парки – 4

туристско-рекреационные кластеры – 8

взлётно-посадочная полоса – 1

центр организации воздушного движения – 1

также, в рамках ФЦП в Крыму и Севастополе запланированы следующие мероприятия:

реконструкция объектов теплоснабжения

монтаж линий электропередачи и восстановление изношенных сетей

возведение новых и реконструкция существующих систем водоснабжения

реконструкция и возведение канализационных очистных сооружений

возведение и реконструкция сооружений инженерной защиты и берегоукрепления

научно-исследовательские, противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы на объектах культурного наследия

улучшение пропускной способности каналов связи

обустройство граждан из числа ранее депортированных и т. д.

Объёмы бюджетных ассигнований объектов в зоне ответственности Минэкономразвития РФ:

транспортный переход через Керченский пролив (19,03 км) – 227 696,46 млн руб.

возведение, реконструкция автомобильных дорог (5 объектов) – 20 578,72 млн руб.

возведение модульных амбулаторий (19 объектов) – 183,92 млн руб.

развитие энергетического комплекса (2 объекта) – 2 139,45 млн руб.

берегоукрепительные сооружения (12 объектов) – 1 509,77 млн руб.

мероприятия по созданию инфраструктуры для развития туристско-рекреационных кластеров (5 кластеров) – 23 879,89 млн руб.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля