В Международном суде ООН в Гааге прошли слушания по иску к России, который в январе инициировала Украина. Киев обвиняет Москву в нарушении конвенций о борьбе с финансированием терроризма и о ликвидации расовой дискриминации, требует прекратить финансировать и вооружать «террористические» формирования на территории ДНР и ЛНР, восстановить деятельность крымскотатарского меджлиса и отказаться от проявлений этнической дискриминации в Крыму, передаёт «Крымская газета».
Российская сторона не видит ни правовых, ни фактических оснований для каких-либо обвинений со стороны Международного суда ООН. Более того, она настаивает, что Украина не представила конкретных доказательств нарушений Россией упомянутых конвенций. Это касается и так называемых терактов со стороны ополченцев Донбасса, в числе которых фигурирует сбитый малазийский «боинг», и деятельности меджлиса, поддержавшего государственный переворот в Киеве, чей запрет был вызван необходимостью борьбы с проявлениями политического и религиозного экстремизма в Крыму. При этом украинская сторона объявила «террористическими» ДНР и ЛНР – участников Минского процесса, с которыми сама ведёт переговоры, а постоянно твердя о войне с Россией, сохраняет дипломатические и торговые отношения с «агрессором».
В МИДе РФ считают, что Украина использует суд как площадку для озвучивания политизированных и необоснованных обвинений, выходящих за пределы юрисдикции суда. В представленном нашей страной 800-страничном докладе содержится реальный анализ ситуации на юго-востоке Украины и в Крыму. В нём приводятся многочисленные факты нарушения Украиной норм международного права. В частности, отмечается, что в ноябре 2015 г. боевики меджлиса подорвали несколько опор ЛЭП в Херсонской области и полностью обесточили Крым. Режим ЧС продолжался 158 дней – до завершения строительства энергомоста между Кубанью и Крымом. Блэкаут стал классическим примером государственного терроризма, так как экстремисты действовали с ведома украинских властей.
Не вызывает сомнений, что, подавая иск, режим Порошенко силился предстать в глазах мирового сообщества жертвой российских оккупантов. Поэтому наивно полагать, что все доводы российской стороны будут услышаны и правосудие восторжествует. Антироссийский тренд продолжает доминировать и в юридической практике. Тем не менее эксперты отмечают, что позиция России выглядит вполне обоснованной, и судьям придётся учитывать её при вынесении вердикта, который, как ожидается, будет вынесен до конца апреля.