Одна из достопримечательностей Феодосии музей скульптора Веры Мухиной, который находится на месте, где стоял дом семьи знаменитого скульптора советской эпохи, фасадная сторона которого сохранилась и удачно вписалась в современное здание на улице Федько, 1.
Музей открыт 12 апреля 1985 года благодаря группе энтузиастов краеведов, художников, учителей, сотрудников музеев, которых объединили директор детской художественной школы им. И. К. Айвазовского Степан Малышев и преподаватель Виталий Краснер.
Собрать ценные экспонаты музею помогли коллеги и сподвижники великого скульптора Зинаида Иванова и Нина Зеленская, передавшие из московской квартиры Мухиной шкаф и венские стулья, гипсовые эскизные работы, вазу красного стекла, негативы, фотографии, рукописи воспоминаний.
Много лет первый директор музея Виталий Краснер переписывался с Александром Сергеевым, учеником и помощником Мухиной, а после поездки в его московскую мастерскую привёз в Феодосию гипсовый эскиз к скульптуре «Плодородие», восковые эскизы к проекту фонтана «Иван-царевич» и скульптуре «Пламя революции». Сергеев передал в музей и свои работы, между которых бронзовый барельеф Мухиной, фотографии и документы.
Самое ценное в музее комната гимназистки Веры с мемориальной мебелью, с фрагментом мастерской скульптора, где представлены подлинные произведения автора, её личные вещи и рабочий инструмент. Между самых ценных предметов два эскиза к скульптуре «Рабочий и колхозница», гипсовые модели «Дары воды» и «Дары земли»», проекты памятников Максиму Горькому, «Героической авиации» и «Героям Севастополя», фонтана «Жар-птица», эскизы к скульптуре «Наука».
В экспозицию вошли также переписка Веры Игнатьевны, подборки журналов и газет о её жизни и творчестве за несколько лет. Между уникальных экспонатов шарж из гипса на майора Цыганова, директора Мариинского оперного театра, с которым скульптор дружила.
Посетители с интересом рассматривают самый первый эскиз «Рабочего и колхозницы» крохотные фигурки, чуть больше спичечного коробка, вылепленные из гипса и покрытые серебристой краской, какие потом будут воплощены в мощном монументе в 75 тонн веса, 25-метровой высоты, поднятый на 60-метровую высоту. Изначально скульптура была создана для всемирной выставки 1937 года в Париже, имела там грандиозный успех, получила Гран-при.
В Крым Веру и её сестру увёз отец после смерти их матери. Он сделал это в 1894-м году, беспокоясь о здоровье девочек, опасаясь, что они могли заразиться от матери туберкулёзом. Девочки получили хорошее музыкальное образование, любили петь, изучали французский и немецкий. Вера увлекалась литературой и античной историей, однако больше всего любила рисовать, как и её отец. Она всю жизнь вспоминала детские впечатления о Крыме, где она влюбилась в море и камни.
Переехав в Москву, Вера изучала живопись в студиях Константина Юона и Ильи Машкова. А потом училась в Париже у известного французского монументалиста Антуана Бурделя.
В 1923 году Мухина участвовала в оформлении павильона газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Столице России. В 1939 году её монумент «Рабочий и колхозница», перевезённый из Парижа, был установлен перед северным входом на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ). В 1947 году скульптуру сделали эмблемой киностудии «Мосфильм». А в 1967-м её отчеканили на юбилейной 15-копеечной монете СССР.
Широко известны скульптуры Веры Мухиной для щусевского Москворецкого моста: «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие», «Хлеб». Скульптура «Наука» установлена перед главным зданием МГУ на Ленинских горах.
В Крыму скульптур Веры Мухиной нет, хотя она хотела установить в Севастополе памятник участникам экспедиции подводных работ особого назначения, однако проект был дорогостоящим, и его не утвердили. В 1944 году она замыслила величественный монумент защитникам Севастополя. И он остался, увы, только на бумаге, однако с этой мечтой Вера Игнатьевна не расставалась до последних дней жизни, которая оборвалась в 1953 году.
Творческое наследие народного художника СССР, действительного члена Академии художеств Советского Союза, лауреата пяти Сталинских премий не ограничивается монументальной скульптурой. Она занималась художественным стеклом, дизайном интерьеров и графическим дизайном, разрабатывала эскизы костюмов и декораций для театров, коллекции женской одежды. Один из разделов музея посвящён и этим сторонам творчества мастера.
Самые ранние феодосийские работы Мухиной пейзаж с пароходом и натюрморт с фруктами находятся в Русском музее в Столице России. Коллекциями её произведений гордятся Третьяковская галерея, музеи Ватикана и Нью-Йорка.
Феодосийцы сожалеют, что дом, построенный во второй половине XIX века в стиле, характерном для южных русских городов, с использованием элементов архитектуры в виде развитого венчающего карниза, не сохранился и мы не можем увидеть рустованный фасад, украшенный лепниной, сандриками на окнах.
Вера Мухина за работой.
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
По материалам информационного агентства Крымская правда