Почему тема конца цивилизации и выживания человечества так привлекательна для читателя?
Легендарный Севастополь стал местом действия одного из известных романов постапокалиптической серии «Кремль 2222» Владислава Выставного. По сюжету, Чёрное море превращается в море-убийцу, а город-герой восстаёт из пепла Последней Войны эпохи Правительства России. Насколько популярен жанр постапокалипсиса и кто читает книги альтернативной истории, разбиралась «Газета».
На генетическом уровне
Почему читателю интересна тема катастроф, из-за которых человечество оказалось на грани вымирания? Как утверждают психологи, всё дело в том, что данный жанр очень прост для понимания, создатели обращаются к страхам, какие прописаны в человеке на генетическом уровне. Все мы подсознательно боимся войны, стихийных бедствий, голода, эпидемий. Мы словно моделируем ситуацию, которая может случиться. Читатель не сомневается, что, оказавшись в схожих обстоятельствах, действовал бы так же. Нет внутреннего противоречия, отторжения или непонимания. Именно благодаря этому постапокалипсис не теряет свою актуальность.
Игорь Минаков, писатель, редактор издательства «Эксмо»:
– Постапокалиптическая фантастика восходит к жанру романа катастроф. Родоначальниками были английские классики – Герберт Уэллс и Артур Конан Дойл. В «Войне миров» и «Отравленном поясе» они создали впечатляющие образы разрушенного мира, борьбы за выживание. Вероятно, появление этих книг было вызвано смертью королевы Виктории, которая правила Британской империей 63 года, и для англичан это событие стало равносильно концу света. Тем не менее романы катастроф быстро приобрели всемирную популярность. В конце XIX – начале ХХ века основными причинами гибели человечества виделись либо падение кометы, либо пандемия, либо нашествие враждебных пришельцев. По-настоящему постапокалиптическая фантастика сформировалась после Второй мировой войны.
Дмитрий Силлов, писатель, создатель проекта «Кремль 2222», автор ряда романов серии S. T.A. L.K. E.R.:
– Жанр постапокалипсиса всегда был популярен, начиная с Библии. Жизнь после потопа, чем не постап (постапокалипсис. – Ред.)? Или, скажем, выживание сыновей богов и людей после Рагнарёка. При желании в любом эпосе у любых народов можно найти эту тему. Поэтому постап как жанр вечен.
Фантастика о Крыме
Василий Аксёнов, «Остров Крым» (1979 год)
Александр Михайловский, «Крымский излом» (2013 год)
Владислав Выставной, серия «Кремль 2222», «Севастополь» (2015 год)
Максим Хорсун, крымский фантаст:
– Постапокалипсис – это всегда доведённый до предела конфликт. Здесь многое сводится к конкретным понятиям: еда, оружие, выживание и помощь ближнему. Вы не найдёте сложных астрономических-физических-химических-биологических терминов, как в научной фантастике, и тут не поднимаются абстрактные философские вопросы. Всё земное, вполне осязаемое. Тем Не Менее очень часто постап идёт бок о бок с другими жанрами, что существенно увеличивает читательскую аудиторию. Например, экранизированные «Хроники Шаннары» Терри Брукса являются сочетанием фэнтези и постапокалипсиса. В межавторских проектах «Сталкер», «Технотьма», «Кремль 2222», «Метро» не чистый постап, ведь он содержит элементы научной фантастики.
746 фантастических новинок вышло в 2015 году, из них
145 наименований книг про «попаданцев» (герои попадают в другой мир, в другое время)
108 наименований книг постапокалипсиса
85 наименований книг романтического фэнтези
58 наименований книг магической академии
47 наименований космооперы
43 наменования LitRPG (книги о персонажах компьютерных игр)
29 наименований антологий и сборников
Как это делают
Каким же образом пишется подобная литература? В существующих проектах типа «Сталкера» и «Метро» уже имеется хорошо прописанный мир. Издательство высылает писателю сеттинг – подробности о литературном мире данной серии. Последний составляет синопсис (краткий пересказ того, о чём будет говориться в романе. – Ред.), который согласуется сначала с автором проекта, а затем с ответственным редактором серии. Роман автоматически ставится в план издательства. Если писатель пишет не для конкретного проекта, у него больше творческой свободы, тем не менее это произведение всё же должно вписываться в формат серии. Современная фантастика сейчас создаётся серийно, к примеру, «Абсолютное оружие», «Герои Вселенной», «Магическая академия». Писатель, отслеживающий новости издательств, знает, в какой из серий его роман может быть издан. Хорошие фантастические романы пополняют издательский портфель – на будущее, тем не менее проектные романы издаются намного быстрее. 30% поступающего в издательства самотёка (рукописи от авторов со стороны) – произведения постапокалипсиса.
Постапокалипсис – кросс-медийный жанр, он популярен в литературе, кино, компьютерных играх. Вспомним только фильмы «Сквозь снег», «Безумный Макс», «Обливион», «Книга Илая», «Дорога», «Добро пожаловать в Zомбилэнд».
Топ кросс-медийных проектов
«Пикник на обочине», братья Стругацкие, 1972 г.
«Deus Ex. Эффект Икара», Джеймс Сваллоу, 2011 г.
«Ересь Хоруса», межавторский проект, 2006 г. – наст. время, серия не закончена.