В минувшую среду прошло официальное открытие Года литературы в Москве, и телеканал «Культура» показал, как это происходило. На подобных церемониях, согласитесь, каждый штрих является знаковым. И если в данном случае началось всё выступлением президента страны, сразу стало понятно, что роль литературы тем самым желают поднять на высокий государственный уровень. Но как?
Президент подчеркнул особую миссию литературы в сплочении и нравственном воспитании людей. С улыбкой оговорился о нынешней тяге некоторых писателей и других деятелей культуры к «неформальной лексике», заметив, что она, может, и имеет право на существование, но — «не в рамках закона».
И вот тут вспомнилось, что произносит это глава государства со сцены, на которой та самая «неформальная лексика», а попросту говоря — матерщина, раздаётся, можно сказать, во весь голос. Где? Да в театре, который выступавший назвал МХАТом.
На самом-то деле это давно уже не МХАТ, а МХТ. Московский Художественный академический театр имени М. Горького — совсем другой театр. Там мат не в чести и надругательство над классикой, в отличие от МХТ, не поощряется. Видимо, поэтому тот театр и не был удостоен высокого права провести церемонию открытия Года литературы.
Знак, не правда ли? А ещё более знаковым оказался отбор писательских имён и высказываний, прозвучавших в художественной части вечера. Исполнена она была «хозяевами» зала — актёрами МХТ, а уж кем составлялась — не знаю. Но знаки в этой программе поданы были весьма выразительные.
Как вы думаете, какие имена должны были определить мозаику стихов и прозы в честь Года литературы в России? Наверное, самые великие, самые выдающиеся из всего литературного богатства нашей страны. И немало достойнейших имён и вправду прозвучало. Но…
Увы, мы стали свидетелями и таких поразительных пропусков в классическом ряду, умолчать о которых никак нельзя. Русская литература без Горького и Шолохова, без Маяковского и Есенина? Без Леонида Леонова, в конце концов?
Кто-нибудь скажет: но всех же не охватить, а составители программы стремились к «плюрализму». Странный, но, плюрализм, когда вместо Есенина с Маяковским предлагают в поэзии Пригова и Кибирова, а в прозе заменяют Шолохова и Горького на Солженицына и Довлатова.
Извините, но это же совсем не эстетический подход, а сугубо политический. Как начались с так называемой перестройки объявленные «поминки по советской литературе», так и продолжаются. И конца им не видно! А ведь президент заявляет о единстве нашей истории, то есть всех периодов её, включая советский. Где же оно, это единство?
Не удержусь ещё от одного замечания «под занавес». В конце вечера актёры МХТ, носящего теперь, как известно, имя Чехова, решили особенно широко представить тексты Антона Павловича. И всё бы хорошо, да вышел после всех этих пронзительных текстов худрук театра Олег Табаков и выдал: «Дело надо делать, господа! Дело делать!»
Юмора желал добавить? Только совсем не юмористически прозвучали данные слова одного из самых неприятных Чехову его персонажей — профессора Серебрякова из «Дяди Вани». Он, кстати, искусствоведом был, мучившим всех вокруг себя невыносимым педантизмом и догматизмом.
А какое всё-таки дело призвал делать собравшихся в зале деятелей культуры худрук МХТ? Ресторанное? Обувное? Колбасное? Ныне отдельные служители муз вполне себе процветают в такого рода делах. Что ж, всем теперь двинуться по их стопам?