«Правда» уже писала о том, во что превратился Московский театр имени Н.В. Гоголя с насильственным внедрением к руководству им скандального режиссёра Кирилла Серебренникова. Появился «Гоголь-центр». А своего рода фирменным знаком его стала звучащая со сцены «ненормативная лексика», или, иначе говоря, обычная матерщина.
Почему-то некоторые деятели современного театра и кино, писатели и певцы считают, что без неё, матерщины, в искусстве ну никак не обойтись. И законодательство шло им навстречу. Так, 20 мая 2005 года Госдума приняла, а 7 июня «Российская газета» опубликовала Закон РФ № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации». В пункте 9 этого закона разрешалось то, что всегда было запрещено не столько законом, сколько общественной моралью. Читаем про ограничение использования мата: «за исключением случаев, если использование лексики, не соответствующей нормам русского языка (выделено мной. — И.Г.), является неотъемлемой частью художественного замысла».
Несмотря на то, что эта косноязычная фраза вызвала, мягко говоря, удивление у многих, всё пошло-поехало. Отборный мат витал над сценой МХТ имени А.П. Чехова. «Ненормативную лексику» слышали жители Питера с палубы крейсера «Аврора», где разгулялся олигарх Прохоров. Всё шире разливалось это безобразие по кино- и телеэкранам, по страницам так называемых художественных книг.
Но вот теперь вроде бы здравый смысл у кого-то проснулся. Принят новый, более строгий закон о нецензурной лексике.
— Как ты собираешься сосуществовать с этим законом? — спрашивает у Кирилла Серебренникова корреспондент журнала «Огонёк». И что в ответ?
— Закон данный — вполне антиконституционный по духу.
Вот так! По мнению Серебренникова, «это форма цензуры, явное вмешательство в лабораторию художника». Вывод же для будущей работы следует вполне категорический: «В «Гоголь-центре» мы вольны (!) сегодня поставить «Русскую красавицу» Виктора Ерофеева с ненормативной лексикой, а завтра — «Обыкновенную историю», где нет ни одного бранного слова».
Свобода, свобода без берегов, хоть и сводится она в конечном счёте, как показывает опыт того же «Гоголь-центра», к дурновкусию до полного неприличия.
Серебренников в «Огоньке» заявляет: «Художник нужен для того, чтобы мешать власти оскотиниваться…» Оно бы и правильно, да вот разве ставить «Русскую красавицу» В. Ерофеева, нашпигованную отборным матом, — это не скотство? Ещё какое! Без тормозов…