Со дня пресловутого киевского «майдана», когда нашим профессиональным клубам стало не по пути с украинским чемпионатом, этим страданиям скоро год. И если уже к тому времени взаимоотношения крымчан с ФФУ были довольно натянутыми по различным вопросам футбольной жизни, то после «Крымской весны» они стали угрожающими для жизни футболистов, тренеров, болельщиков. Лишь по убедительной просьбе ФИФА и УЕФА симферопольская «Таврия» и ФК «Севастополь» доиграли до конца чемпионат в премьер-лиге. После окончания его симферопольский и севастопольский клубы, от спонсирования которых отказались украинские олигархи Фирташ и Новинский, просто развалились на глазах, исчезнув с футбольной карты полуострова.
Войдя в состав Российской Федерации, в отличие от многих своих земляков, футболисты оказались в новом для себя государстве не столь желанными членами футбольного сообщества, как того следовало ожидать. Впрочем, из уст руководителей российского спорта звучали обещания о том, что, например, «Таврия» и «Севастополь» триумфальным маршем прошагают на специально для них создаваемые семнадцатое и восемнадцатое места в премьер-лиге, где будет идти непосредственная борьба за медали первенства России 2014/15 гг., однако постепенно мартовский ажиотаж стихал. В итоге, после бурного заседания исполкома РФС подавляющее число хозяев элитных клубов, боясь санкций со стороны УЕФА (ФИФА в этом вопросе быстро перевела стрелки на своих европейских коллег) за включение в свой чемпионат «не признаваемых США и Евросоюзом» крымчан, были против этого шага. Пришлось спорный вопрос решать в высоких кабинетах. Кстати, до сего дня непонятно, как в число этих клубов вклинилась ялтинская «Жемчужина», не имеющая за душой ни гроша и ничего путного в футбольной инфраструктуре? Всем им пришлось несладко. Во-первых, они должны были изменить свои наименования так появились на свет ТСК в Симферополе и СКЧФ в Севастополе. Во-вторых, им довелось затратить немало сил, чтобы стать по всем законам российскими командами. И в-третьих, что было самым прискорбным, они лишены были права заявлять воспитанников крымского спорта, а довольствоваться услугами «легионеров» из других регионов своей новой страны. Ведь во второй лиге зоны «Юг» иностранными футболистами до сего дня считаются крымчане, отданные в «рабство» ФФУ, начиная от десятилетних пацанов и заканчивая убелёнными сединами ветеранами и такое положение никто не собирается ликвидировать.
Последовала ещё цепь переживаний, когда наши футболисты начали игры первенства, в котором лишь ТСК был на плаву в первой группе зоны, досрочно завоевав место в финале группового турнира.
А вот севастопольцы и ялтинцы, надеявшиеся на подпитку со стороны спонсоров, которых им обещали найти российские доброхоты, так и не дождались её и потонули в рядах аутсайдеров турнира.
Всё это время в штаб-квартире ФФУ в Киеве продолжался «плачь Ярославны» по поводу «аннексии» крымского футбола российскими «оккупантами». Разумеется, президент УЕФА Мишель Платини, никогда не ходивший в недругах РФС, был вынужден посоветовать своим коллегам избавиться от «крымского чемодана», который трудно нести, однако и бросить жалко. Однако его чиновники подготовили постановление: с 1 января 2015 г. запретить крымским командам, несмотря на их российский статус, выступать в первенстве России. Однако так как наши клубы не имеют прямых контактов с УЕФА, а подчиняются непосредственно РФС, то «разгон» был возложен на российскую федерацию.
И тогда в стенах Министерства спорта РФ возник план, нашедший приверженца, возможно, и автора в лице хозяина СКЧФ (не имеющего никаких официальных контактов с Черноморским флотом) Александра Красильникова, а именно: чтобы крымские клубы сами попросили Министерство спорта и РФС о том, что они по собственному желанию покидают первенство России. И если «Жемчужине», прижатой нищетой к краю пропасти, деваться было некуда, то Красильников на этом стремился нажить славу «спасителя крымского футбола». Только руководители ТСК не стали уходить по «собственному желанию» из большого футбола, хотя понимали: это делается для того, чтобы РФС и её элитные клубы не были выдворены из УЕФА, что диктуется положением Европейской футбольной ассоциацией для тех, кто проявляет непослушание.
Мне понятна позиция президента ТСК Сергея Бородкина и генерального директора клуба Александра Гайдаша, какие при всём уважении к министру спорта РФ Виталию Мутко, сумевшему поднять зимний спорт страны на высочайший уровень на зимних Олимпийских играх в Сочи 2014, не пошли даже в интересах РФС на добровольный отказ от участия в первенстве России, в которое так стремились в интересах настоящего и будущего крымского профессионального футбола.
И теперь, когда исполком РФС принял к действию решение, предложенное УЕФА, симферопольский клуб, будучи послушным участником первенства, готов выполнить любое его следующее решение. Тем более что в команде продолжается учебно-тренировочный процесс. Вслед за контрольным матчем с клубом ФНЛ хабаровским «СКА-Энергией» (0:0) в пятницу команда сыграет с новосибирской «Сибирью» в ожидании того, что в марте якобы должен стартовать чемпионат Крыма, который будет проходить при кураторстве и спонсорстве УЕФА.
На нескольких моментах хотелось бы заострить внимание. Во время московской встречи в Министерстве спорта Российской Федерации был подписан договор о совместной работе РФФК и Севастопольской городской федерации, к чему в своё время не раз предлагала прийти «Крымская правда». Однако смущает тот факт, что со стороны Республиканской федерации футбола Крыма его подписал, как он себя позиционирует «и. о. президента федерации» господин Малиневский, за которым тянется шлейф скандальных ситуаций вокруг и внутри общественной организации.
И это происходит при том, что жив и здоров президент РФФК Николай Гостев, который во время недавнего «Бала чемпионов» получал награды за успешную работу федерации. Словом, нужно навести порядок в собственном футбольном доме, куда, возможно, уже в скором времени пожалуют гости из швейцарского Ньона и РФС. Немаловажно, кто от имени нашей федерации будет вести с ними разговор о труднейшем положении крымского футбола. Не хотелось бы, чтобы это были господа Малиневский или Красильников, озабоченные собственными амбициями. Во главе грядущих событий должны стоять люди беззаветно преданные крымскому футболу и его поклонникам.