21—22 января во Дворце съездов в Гаване проходит первый раунд переговоров между Кубой и США, сообщает Кубинское агентство новостей (АСN) со ссылкой на официальный сайт МИД республики. Вашингтон уже снял с Гаваны ряд санкций, однако торговое эмбарго, введённое США против острова Свободы в 1960 году, до сих пор в силе. Оставят ли Соединённые Штаты в дальнейшем Кубу, даже если торговое эмбарго будет снято, без своего пристального присмотра?
Читателям будет небезынтересно узнать, как например, одно из агентств США более двух лет тайно внедрялось в ряды движения хип-хопа на Кубе и вербовало несведущих рэперов, чтобы создать толчок к появлению антиправительственного молодёжного подполья. Об этом сообщило недавно известное международное информационно-новостное агентство мира «Ассошиэйтед пресс» (AP), ссылаясь на документы, какие оказались в его распоряжении. Операция, однако, была дилетантской и совершенно безуспешной, пишут журналисты Д. Батлер, М. Вессенстейн, Л. Видес-Мунос и А. Родригес.
ПО ДАННЫМ АР, кубинские власти как минимум в шести случаях задерживали или допрашивали людей, причастных к этой программе, а также конфисковывали компьютеры. «Иногда на этих компьютерах имелась информация, создававшая риск для кубинцев, какие, вероятно, и не догадывались о своей невольной причастности к тайной операции США. Однако подрядчики Агентства США по международному развитию (USAID) продолжали рисковать собой и людьми, которых продвигали», — информируют авторы, излагая выводы своего журналистского расследования.
Кроме того, в итоге данные люди подорвали репутацию кубинского хип-хопа. «Артисты, которых пытались продвигать подрядчики USAID, эмигрировали или перестали выступать после того, как кубинские власти оказали на них давление. Один из самых популярных на острове независимых музыкальных фестивалей был взят властями под контроль после того, как чиновники сочли, что он связан с USAID», — говорится в статье.
Программа описана в документах, касающихся вашингтонской фирмы Creative Associates International. «Это фирма-подрядчик, которой были выплачены миллионы долларов, чтобы она подрывала кубинский коммунистический режим», — поясняют авторы. Другие её проекты (создание «кубинского Твиттера» и «использование неопытных молодых латиноамериканцев для вербовки активистов», по выражению издания) описаны в предыдущих расследованиях AP.
Со своей стороны USAID пыталось оправдываться, заявляя: «Любые утверждения, что наша работа — секретная или тайная, попросту неправда».
«Первоначально «хип-хоп-операцией» на Кубе руководил подрядчик серб Райко Бозич. Его проект был вдохновлён протестными концертами студенческого движения, которое в 2000 году помогло свергнуть президента Сербии Слободана Милошевича», — говорится в статье.
«Подрядчики привлекали десятки кубинских музыкантов к проектам, замаскированным под культурные инициативы, однако в действительности предназначенным для того, чтобы увеличить заметность этих музыкантов и подогреть фанатское движение, которое бросило бы вызов правительству», — подчёркивает АР.
Бозич заинтересовался хип-хоп-группой Los Aldeanos, известной острыми критическими текстами.
«Вашингтонская Creative с помощью фирмы-прокладки в Панаме и банка в Лихтенштейне замела следы денег после того, как на Кубу были переведены тысячи долларов для съёмок телепередачи с участием Los Aldeanos. Передача распространялась на DVD, чтобы обойти кубинскую цензуру», — сообщают журналисты.
Однажды, когда Бозич в новый раз прибыл в Гавану, его задержали. Он имел при себе флешку с потенциально компрометирующей информацией. Бозич вернулся в Сербию досрочно, а подрядчикам сообщили, что он на Кубу больше не поедет.
«Затем кубинские власти задержали фотографа, который работал с виджеем Адрианом Монсоном — единственным кубинцем, судя по документам, сознательно трудившимся на Creative Associates в рамках хип-хоп-программы.
Позднее органы госбезопасности допросили Монсона», — информирует AP.
В апреле 2011 года Монсона снова задержали и изъяли у него компьютер и флешку. Только после их возврата он осознал, что там был документ с именами двух менеджеров Creative.
В 2010 году Los Aldeanos выступили на кубинском независимом фестивале «Ротилья», причём критиковали со сцены чиновников и дразнили полицию.
Через несколько месяцев некий подрядчик сообщил USAID, что, по заявлению кубинской стороны, агентство внедрилось на фестиваль. Вскоре кубинские власти взяли данный фестиваль под свой контроль. В итоге группа Los Aldeanos пожаловалась, что кубинское правительство не даёт ей работать, и перебралась в США. Её новые тексты стали более мягкими, отмечает издание.
По материалам сайта КПРФ