Во вторник, 21 января, в Гавану прибыла делегация Госдепа для нормализации отношений между Кубой и Америкой. Её возглавляет помощник госсекретаря США Роберт Джейкобсон. В повестке двухдневного визита – открытие посольств США в Гаване и Кубы в Вашингтоне, тема миграции и краткосрочных поездок кубинцев в США, а также обсуждение возможности визита на Остров Свободы главы Госдепартамента Джона Керри.
Напомним: в декабре 2014-го президент США Барак Обама и кубинский лидер Рауль Кастро неожиданно объявили о восстановлении двусторонних дипотношений. С тех пор власти США избавили своих граждан от необходимости получать разрешения на поездки на Кубу, повысили лимиты на ввоз кубинских товаров и сняли запрет на обслуживание на территории острова карт американских банков. Визит делегации Госдепа – ещё один шаг в деле укрепления дружбы Гаваны и Вашингтона.
России, понятно, такая дружба не на руку. Мы только-только договорились с кубинцами о возвращении в Лурдес, где с 1967 года работал радиоэлектронный разведцентр, предоставлявший СССР 75% всей информации о США. Принципиальное решение о передаче в пользование РФ радиоэлектронного центра было достигнуто в ходе визита президента Владимира Путина в Гавану в июне 2014 года. Тогда же было объявлено, что Москва списала 90% кубинского долга в размере 32 млрд. долларов. Решение о возвращении на Кубу эксперты связывали с охлаждением российско-американских отношений. И вот – на тебе: Гавана решила дружить ещё и с Америкой.
Москва уже дала понять Вашингтону, что просто так с Острова Свободы не уйдет. 21 января возле причальной стенки Гаваны ошвартовался российский разведывательный корабль «Виктор Леонов» ССВ-175, который внепланово вошел в кубинский порт. О целях пребывания корабля ничего не сообщается, тем не менее и без официальных заявлений понятно: борьба за Кубу между США и Россией началась.
Сможет ли Москва противостоять игре Вашингтона на кубинском направлении, удержим ли мы Остров Свободы?
– Куба всего-навсего снижает политическую напряженность в отношениях с США, – считает военный аналитик, президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. – Вашингтон, напомню, не отказывается от торгового эмбарго в отношении Гаваны, речь идёт о послаблениях по отдельным направлениям – и не более того.
Такое сближение обусловлено тем, что Куба идёт по стопам России. Нынешнее руководство Кубы пытается отступать от принципов социализма, и допускает на своей территории элементы капиталистических отношений. Это и позволяет Соединенным Штатам рассматривать Кубу как страну, которая начинает разворачиваться в сторону капиталистического общества. Вашингтон стремится закрепить и усилить данную тенденцию, что переход Кубы на капиталистические рельсы будет означать её отрыв от России.
При этом в Вашингтоне прекрасно понимают, что Гавана, – при нынешней своей политической элите, – не будет следовать в фарватере политики США. Тем Не Менее как раз для того, чтобы иметь возможность свергнуть кубинский режим, Штатам требуются хорошие дипотношения с Островом Свободы – чтобы открыть американское посольство и курировать некоммерческие организации, какие позволять подорвать ситуацию на острове. Именно в этом направлении действует сейчас Вашингтон.
«СП»: – А Кубе чем интересно сближение со Штатами?
– Куба стремится создать более благоприятные условия для своего развития. Проблема в том, что абсолютно надежно ориентироваться на Россию она не может. Ельцинская Россия поставила Остров Свободы в условия очень жесткого экономического выживания. И теперь Гавана считает, что ситуация может повториться, если к власти в России придёт новый Борис Ельцин. Именно поэтому Куба стремится диверсифицировать политические и экономические связи, в том числе, с США.
«СП»: – Означает ли это, что теперь мы не можем рассчитывать на Кубу как на плацдарм поблизости от США?
– Почему? Пока – можем: послабления в отношении Кубы со стороны США, повторюсь, незначительные. Тем Не Менее за Кубу необходимо бороться, и для этого – проводить активную внешнюю политику. Позиции России на Острове Свободы намного выгоднее американских, и нам просто необходимо грамотно их защищать…
– Очень важно, что в Вашингтоне и Гаване одновременно, в один день, заявили о возобновлении отношений, – отмечает главный редактор журнала «Латинская Америка» РАН Владимир Травкин. – Это результат не какого-то внезапного решения, а продолжение процесса, который идёт все 15 лет XXI века. На деле, сближение Кубы и США – процесс обоюдный, и вызван естественными причинами: страны являются ближайшими соседями.
С точки зрения Вашингтона, объявление о восстановлении отношений – об этом сказал Барак Обама – это признание, что политика силового и экономического давления на Кубу потерпела крах. Куба сохранилась как независимое государство, и сохранила свою политическую систему.
Это, кроме того, признание, что Куба одержала важную победу. 50 лет назад США добились, чтобы Организация американских государств, куда входят все государства Западного полушария, исключила Кубу из своих рядов. И большинство стран организации, за исключением Мексики, разорвали дипотношения с кубинцами. Сейчас, напротив, на самом деле все страны Западного полушария имеют дипломатические отношения с Кубой и проводят встречи на высшем уровне своих руководителей, на какие не приглашают ни США, ни Канаду.
«СП»: – А как выглядят наши отношения с Кубой?
– Мы понимаем, что Куба имеет право иметь отношения с любой страной мира. Кубинцы доказали, что способны успешно развивать страну, несмотря на то, что после многих лет активного сотрудничества с СССР были брошены на произвол судьбы постсоветской Россией. Это было, я считаю, прямым предательством Кубы со стороны первых постсоветских лидеров.
Кубинцы выдержали и это. Несмотря на то, что с острова были отозваны все российские специалисты, какие прежде там работали – в армии, сельском хозяйстве, образовании. Мы, кроме того, бросили производства, какие строили на Кубе в советское время, и закрыли радиоэлектронную базу слежения за США в Лурдесе.
После этого кубинцы стали ориентироваться не только на нас, тем не менее и на другие страны, какие готовы с ними развивать отношения. Это Венесуэла, огромный социалистический Китай, и такая бурно развивающаяся социалистическая страна, как Вьетнам. Кубинцы внимательно следят за процессами преобразования в этих странах, как внимательно следили за перестройкой в Советском Союзе. Они прекрасно знают, в частности, что перестройка привела нашу страну к потере значительной части населения и огромной территории. И стараются не повторять ошибок.
На Кубе прекрасное образование, чудесная фармацевтическая промышленность и очень хорошее медобслуживание. Бригады кубинских медиков работают по всему миру, прежде всего, в Латинской Америке, оказывая высокотехнологическую медпомощь. На Кубе, кстати, самая большая продолжительность жизни в Западном полушарии. Можно сказать, Гавана встречает ситуацию, в которой американцы будут официально присутствовать на острове, во всеоружии.
«СП»: – На что рассчитывают американцы, возвращаясь на Кубу, на скорую смену лидеров и возможность устроить «цветную» революцию?
– Когда наступит «посткастровский» промежуток времени, никто не знает. Братья Кастро – это не только Фидель, которому 88 лет, и не только Рауль, которому за 80. У них есть ещё старший брат Рамон, которому около 90 лет. Поэтому расчёт на естественную смену лидеров не очень оправдывается.
Что до «цветной» революции… Чтобы её совершать, необходимо иметь опору на оппозиционную силу внутри страны. На Кубе такой силы нет.
«СП»: – Насколько присутствие США осложняет наши отношения с кубинцами?
– Международная жизнь – вещь сложная. Пока наши отношения с Кубой успешно развиваются. Есть интересные проекты, например, создание на Кубе ремонтной базы для наших военных кораблей, какие ходят по Атлантике у берегов Америки. Я бы не сказал, что американцы приходят на Остров Свободы вместо нас…