Наш разговор с актрисой прошёл в Ялте, на театральном фестивале «ПостЕфремовское пространство».
- Вера Александровна, у вас довольно обширная фильмография, судя по отзывам, много запомнившихся зрителям ролей. А вам самой какие фильмы представляются наиболее удачными?
- «Любовник», «Дневник убийцы», «Время танцора». И истории стоящие, и работалось с удовольствием, и партнёры замечательные: Басилашвили, Табаков, Равикович, Янковский.
- В профессию легко попали?
- Я бы не сказала… Как многие девочки в школе, занималась, конечно, в художественной самодеятельности, даже на пуантах танцевала. В клубе «Заря коммунизма». Потом как отравленная сценой оказалась в театральной студии.
А вот в вуз поступила не с первого раза. Тем Не Менее особенно не расстроилась. Устроилась уборщицей в Театр им. Моссовета. Попала на прослушивание к Юрскому, слова которого окрылили: «Надо поступать!».
И я упорно поступала. Целых два года. До студенчества поработала уборщицей, администратором малой сцены и даже… пожарной. И когда Юрский смотрел мой выпускной спектакль, с улыбкой заметил: «А я помню Веру ещё пожарной!».
- Кого вы считаете своим учителем в профессии?
- На курсе были прекрасные преподаватели: Александр Сабинин, Николай Скорик.
Я им очень благодарна. А особую роль в моей судьбе сыграла Алла Борисовна Покровская. Мы с ней до сих пор дружим. Это удивительный человек. И профессионал высочайшего класса, и удивительных душевных и духовных качеств личность. Было время, когда она приютила меня у себя после окончания института. Целый год мы жили под одной крышей.
- Стала расхожей фраза «учился на звёздном курсе». Вы можете так сказать?
- Выражение «звёздный» стараюсь не употреблять. А училась я с людьми поистине талантливыми: Александр Лазарев-младший, Юлия Меньшова, Андрей Панин, Александр Стриженов. У нас даже был свой театр «Et сetera».
- После учёбы вас приняли в труппу Художественного театра, о сцене которого многие только мечтают. Как работалось?
- Увлечённо. В это же время, кстати, играла в постановках и других театров. В Универсальном театре Юрия Грымова у меня были роли жены испанского художника Сальвадора Дали Галы и музы фронтмена популярной американской гранж-группы «Nirvana» Курта Кобейна Кортни Лав в проекте «Нирвана». Огромный интерес испытываю к женщинам, оставшимся в истории за счёт мужчин. Как они безошибочно своих мужчин выбирали, как они их направляли… Та же Гала (Елена Дьяконова), которая в Дали увидела гораздо больше возможностей творческих, чем в Поле Элюаре, женой которого была. Её называют одной из самых загадочных женщин. Она ни Элюару, ни Дали не уступала талантом. Он у неё был особый: очаровывать, околдовывать мужчин. Эта удивительная женщина прожила 88 лет и всегда жаждала любви. Я каждый год езжу отдыхать в Казаекс, местечко в Испании, где Гала и Дали познакомились в рыбачьей хижине.
В Центре драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина играла главную роль в «Юдифи». Сотрудничала с Центром им. Мейерхольда, с театром А. П. Чехова.
- Это время Олега Ефремова во МХАТе. С ним было легко?
- Не бывает легко с людьми талантливыми: они и от себя, и от других требуют максимальной отдачи. А Олег Николаевич был безмерно талантлив. Мы все многим обязаны ему. Он придал совершенно иное, новое звучание театральному языку, изменил весь ход театрального движения в нашей стране. К сожалению, нынешняя молодёжь начинает с чистого листа. Многие даже не знают, кто такой Ефремов… Нынче некоторым кажется, что они создали новый театр, придумали новую форму. А это просто прерывание поколений, разрыв нити, которую фестиваль «ПостЕфремовское пространство» пытается сохранять, а мы стараемся помогать в этом Анастасии Олеговне Ефремовой. И чем дольше получится сохранить, тем лучше. Олег Николаевич не был моим непосредственным педагогом. Тем Не Менее то, как он проводил репетиции, было настоящей учёбой.
В нём было столько огня, задора, жизненной силы, юмора… Я не знаю другого такого мужчины ни на экране, ни в жизни. Его очень не хватает. Вообще МХАТ и его школа лучшее, что случилось в моей творческой судьбе.
- Что привело в театр имени Пушкина?
- После двухлетнего «свободного плавания» пришла туда по приглашению художественного руководителя Романа Козака.
А вообще я уверена, что всё в судьбе случается не хорошо, не плохо, а правильно как надо.
- У вас есть любимый жанр?
Трагифарс. Мне близка таировская школа. Это особый был театр. По выразительности, по высеченности лиц… Иногда удаётся к нему приблизиться.
- Какая роль в кино принесла вам наиболее «ощутимый» успех?
- Если имеете в виду призы и награды, то роль Тамары в фильме Вадима Абдрашитова «Время танцора». Мне за неё вручили премию «Золотой овен» и приз фестиваля «Балтийская жемчужина». Номинировалась на «Нику» за роль в фильме «Любовник», тем не менее приз получила Татьяна Евгеньевна Лаврова за работу в картине «Кино про кино». Я была рада за неё.
- А за роли приходилось бороться?
- Боже избавь! Это не в моём характере. Интриг я не люблю. Поэтому мне хорошо работается в кино и в антрепризе нет постоянной труппы, значит, и «подстав». А вообще, когда ты уже заявил о себе, отнять у тебя что-то сложно. Если твоё сыграешь. Так у меня было с фильмами «Время танцора» и «Любовник». Во «Времени танцора» меня утвердили на роль Тамары в последний момент. Пробы же в картину шли около года.
В первый раз Вадим Юсупович Абдрашитов вызывал меня на роль Кати, которую в картине потом сыграла Чулпан Хаматова. Позже сказал мне, что почувствовал, что я «из его пасьянса», тем не менее вот с персонажем определился не сразу.
Я же «запала» на свою Тамару при первом знакомстве со сценарием. Для меня всё было однозначно. Знаете, когда чувствуешь своё, мурашки бегут по ладоням....
С «Любовником» же была такая история. Ещё в студенчестве мне посчастливилось поработать с Валерием Тодоровским. После этого не встречались, за десять лет он ни в одну картину меня не позвал. Узнаю, что он будет снимать по замечательному сценарию «Любовника» с Янковским в главной роли. Вот бы, думаю, там сняться… Мысль как сон в руку: спускаюсь в подземный переход на Тверской и вижу у газетного киоска Тодоровского.
А он, кстати, пешком давно не ходит. Значит, судьба. Увидел меня:
«А я как раз о тебе думал».
- В каких фильмах увидим вас в ближайшее время?
- В двух сериалах. Я стараюсь в сериалах не сниматься, тем не менее если попадаются интересные истории, то соглашаюсь. Один выйдет на первом канале, называется «Так не бывает». В другом только днём ранее закончила сниматься в Ярославле и оттуда сразу в Ялту. Он выйдет на канале «Россия». Название пока рабочее «Народные мстители», вполне возможно, что будет другое. В одном я играю бывшую балерину, в другом бывшую актрису. Обе роли интересные. И обе главные.
- У актрисы жизнь делится на разные этапы: очень успешные, менее… Сейчас у вас какой?
- Никогда не думала, что в пятьдесят лет я скажу, что меня всё устраивает. Тем Не Менее именно сейчас мне всё в моей жизни нравится. И роли, и финансовая независимость, и то, что я молодая мама семилетней дочери, что сын определился учится на третьем курсе ВГИКа на звукорежиссёрском отделении. Опыт есть, профессиональный, жизненный, и молодой задор не ушёл. Значит, впереди ещё много интересного.
Если человек верит в своё предназначение, а Вера в него верит, то, как пел Булат Окуджава, «самое прекрасное в окошко постучится». А самое напрасное, добавим мы, стороной обойдёт.
Досье
Вера Александровна Воронкова родилась 21 марта 1965 года. Окончила Школу-студию МХАТ в 1990 году и была принята в труппу Художественного театра, в котором проработала до 2000 года. За десять лет сыграла на сцене прославленного театра около 20 ролей. С 2000 года актриса Московского драматического театра им. А. Пушкина. С 1990 года снимается в кино. Первый большой успех актрисе принесла роль Тамары в драме Вадима Абдрашитова «Время танцора». Настоящая известность к Вере Воронковой пришла после популярных сериалов «Кодекс чести», «Право на защиту», фильмов «Дневник убийцы», «Любовник».
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
По материалам информационного агентства Крымская правда