Ирина Викторовна, за какую работу вы получили приз на Парижском кинофестивале?
Лучшей женской ролью признали мою Ольгу в картине «Октябрь». Было это давно, аж в 1994 году. На фестивале я не была, а приз получила. Единственный заслуженный приз в моей жизни.
- Ирина Викторовна, за какую работу вы получили приз на Парижском кинофестивале?
- Лучшей женской ролью признали мою Ольгу в картине «Октябрь». Было это давно, аж в 1994 году. На фестивале я не была, а приз получила. Единственный заслуженный приз в моей жизни.
- Остальные незаслуженные?
- Других у меня просто нет. Поэтому я хорошо помню время, когда это произошло. Была Пасха, у меня только что родилась дочь, а мы с мужем, как все актёры в девяностые годы, на безденежье. Сидим и думаем, как бы подзаработать, и тут звонит оператор замечательный (царство ему небесное) Георгий Иванович Рербег, снявший картины «Зеркало» и «Ностальгия» Тарковского, и говорит: «Ты получила тысячу долларов за лучшую женскую роль на Парижском кинофестивале». Разве такое забудешь?
- Вас можно встретить на разных фестивалях, вот и в Ялту приехали. Это потребность встретиться с коллегами, со зрителями?
- Мотивы разные бывают. На «ПостЕфремовское пространство», которое впервые проводится в Ялте, приехала поддержать коллег, взявшихся за большое дело: не дать забыть имя и дела Олега Николаевича Ефремова, которого считаю своим учителем, несмотря на то, что заканчивала мастерскую Табакова. Я горжусь тем, что могу рассказать своей дочери, которая учится в Школе-студии МХТ, чему учил своих актёров Ефремов. Нынешние студенты не знают самого элементарного, многих имён даже. Может быть, у меня гигантомания, тем не менее считаю, что продолжаю жизнь и творчество Олега Николаевича Ефремова, хотя бы какую-то частичку его сохраняю.
На одесские фестивали приезжаю, потому что это город, в котором возросла, там живут мои близкие. А вот фестиваль «Театральный демарш» это любимое детище. Его смысл в том, что на улицу выходят профессиональные стационарные спектакли, а не уличные. И спектакли смотрят люди, какие, возможно, никогда не были в театре. И это здорово! Это абсолютно бесплатное зрелище для всех людей, кто только желает и может дойти. На лучшие сегодня московские спектакли. Пока театры других городов и стран не участвуют, тем не менее и столичных достаточно, чтобы подсадить зрителей на «иглу» театрального искусства и они ощутили, какое это счастье, какой катарсис, и стали завзятыми театралами. Особенно это касается молодёжи, которая за своими телефонами и планшетами ничего вокруг не видит, знать не знает, что такое театр. Чтобы выбирать между боулингом, рестораном или театром, надо знать, что это такое театральное искусство.
А мы долгое время закрывали его от масс, считая, что театр существует только для избранных. Пусть для избранных, тем не менее никому не возбраняется этим избранным стать. Ты станешь избранным, и это искусство станет для тебя избранным.
- Как получилось, что успешная актриса, певица, организатор фестивалей стала ещё и директором театра Романа Виктюка? Он сам предложил вам данную должность?
- Нет, предложение поступило от Департамента культуры Москвы, а Роман Григорьевич был не против.
- Поговаривают, что четырнадцать лет назад вы создали собственную антрепризу, чтобы иметь возможность сотрудничать с Виктюком…
- Заманить его не так-то просто. Я знала это. Пришлось за Романом Георгиевичем изрядно побегать, прежде чем он поставил «Наш Декамерон XXI», в котором я сыграла главную роль. Вариант «позвала пришёл» с ним не проходит. Это потом мы подружились, и Виктюк поставил в моей антрепризе ещё и «Кармен».
- Работать с ним трудно?
- А разве с гениями бывает легко?
- Виктюк гений?
- Вне всякого сомнения! Мой режиссёр.
- «Ваш» это какой?
- С жёстким, чётким стилем работы, когда строгая форма выливается в свободное, я бы даже сказала, импровизационное плавание. Мне интересно то, что он делает, как он это делает. Нет для артиста большего счастья, чем когда можешь доверять режиссёру на все сто процентов. Этому режиссёру отдаёшься целиком. Выигрывают от этого и он, и ты. Виктюк настолько талантлив, что не задумываясь идёшь за ним, хотя общение у нас с ним непростое. Тем Не Менее этого и не необходимо, мы не ищем простых путей.
- Были ещё режиссёры, с которыми так же увлечённо работалось?
- Конечно. Очень комфортно было с Ромой Козаком. Получала огромное удовольствие от работы с Олегом Николаевичем Ефремовым, с Эймунтасом Някрошюсом.
- Согласившись быть директором театра Романа Виктюка, вы ведь понимали, что творчество может легко отойти на второй план, тем не менее пошли на это. Почему?
- Я знала, что актрисой всё равно останусь, буду и в театре играть, и в кино сниматься, и новые концертные программы делать. Так и есть. Сделали на пару с Гошей Куценко «Скамейку» по Гельману, с которой и в Крым приезжали. Продолжаю играть в спектакле «Игра в правду» Независимого театрального проекта. Постоянно выступаю как певица с сольной программой «Одесситка».
- А что же для вас всё-таки директорство?
Новая грань творчества. Опыт у меня в продюсерстве большой с 2000 года, с тех пор, как рассталась со сценой МХТ. Сначала для себя этим занялась: чтобы продолжать выходить на сцену, не дожидаясь милости от кого-то. Допродюсировалась до гигантских проектов типа «Весёлые ребята», в котором задействовано семьдесят с лишним человек. В театре Виктюка было чем заняться: нашла его в абсолютно плачевном состоянии. Имею в виду не творческую часть, не художественную, боже упаси, а экономически-строительную. Должен же был кто-то дать Мастеру свой театральный дом, чтобы он с труппой не скитался по чужим углам. Этим и занимаюсь.
- В Ялте снимались?
Да, тем не менее это было настолько неприличное кино, что сериал данный называть не буду. Хотя съёмки были прекрасные, целых два месяца в зимней Ялте... Тем Не Менее талантливый режиссёр умудрился сделать фильм так, что он, слава богу, не вышел, а копию прячу даже от своих родных.
- Вы играете в очень популярном, востребованном спектакле по пьесе французского драматурга Филиппа Лелюша «Игра в правду» Виктора Шамирова и в его же фильме. Сценический или экранный вариант считаете наиболее удачным?
- Спектакль гораздо живее, тоньше, интереснее. Несмотря на то, что режиссёр один и, надо сказать, очень талантливый. Тем Не Менее дело в том, что, когда ты выходишь на сцену, режиссёр-монстр остаётся за кулисами и ничего с тобой не может сделать. На сцене мы отвечаем сами за себя. А кино… Это искусство режиссёра, оператора, монтажёра, редактора.
- Вы ведь у Шамирова снимались ещё и в «Упражнении в прекрасном».
- И это лучшая роль в моей жизни. Говорю это абсолютно серьёзно. Съёмки крошечной сцены со мной стоили всего бюджета картины.
У меня были роскошные костюмы, в кадре дождь, радуга, Москоу-сити, поливальные машины, пистолет, и всё уложилось… в одну секунду.
- В каком фильме мы вас увидим, не спрашиваю: актёры не любят делиться планами. Спрошу о новой эстрадной программе: что это будет?
- Собираюсь осуществить на пару с Тимуром Ведерниковым свою давнюю мечту: показать отрывки из «Сильвы», «Принцессы цирка», «Марицы» Кальмана.
- Любимые актёры у вас есть?
- Фанаткой ничьей никогда не была, тем не менее с удовольствием смотрю фильмы, где играют Mэрил Стрип, Гленн Клоуз и Гарри Олдман.
- Ваш жизненный принцип?
- Никогда ни о чём не жалеть. Это разрушительное, непродуктивное, неконструктивное чувство.
Досье
Российская актриса театра и кино, певица, телеведущая, директор Московского театра Романа Виктюка Ирина Апексимова родилась в семье музыкантов. Танцевала в кордебалете Одесского академического театра музыкальной комедии. Окончила мастерскую Олега Табакова Школы-студии МХТ. Десять лет работала в МХТ имени
А. П. Чехова. Широкому зрителю актриса больше известна по ролям в телесериалах и кинофильмах, между которых «День рождения Буржуя», «Самозванцы», «Разведчицы», «Генеральская внучка», «Палач», «Игра в правду». Театралы знают её как Елену Андреевну в «Дяде Ване» в постановке Олега Ефремова и Шарлотту в «Вишнёвом саде» в версии Эймунтаса Някрошюса.
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
По материалам информационного агентства Крымская правда