Народного артиста России многие помнят по картине эпохи перестройки «Маленькая Вера», которую окрестили первым советским эротическим фильмом и «манифестом сексуальной революции».
Юрий Владимирович создал в нём образ типичного советского работяги-шофёра, человека недалёкого, для которого единственный способ отдохнуть от рутинной изматывающей однообразием работы бутылка. Роль довольно неожиданная для актёра, начинавшего карьеру в кино с военных фильмов, с картин Андрея Тарковского. В театре он играл горьковского Луку в спектакле «На дне», поставленном специально для него режиссёром Эдуардом Марцевичем. Словом, не из той «оперы» роль в нашумевшей картине. С неё и начался наш разговор на Ялтинском телекинофоруме.
- Юрий Владимирович, не смущает, что вас частенько называют отцом маленькой Веры, хотя ведь до этого фильма были более значительные?
- У каждого времени свои «знаки». «Маленькая Вера» была веянием своего времени. Это теперь пишут, что она открыла экран потоку беспросветных, безнадёжных картин, «чернухе». А для меня важно одно письмо, которое пришло после выхода фильма от зрительницы из Одессы, которая благодарила за то, что наконец-то тему русского пьянства показали с болью и с сочувствием. Она в точку попала: я ведь ради этого и согласился играть роль человека несимпатичного мне, тем не менее очень несчастного, а потому заслуживающего сочувствия. За роль «папки» я получил приз на кинофестивале «Созвездие», тем не менее не могу назвать «Маленькую Веру» любимым фильмом. Мне нравится в нём реализм «ковыряния» в жизни, тем не менее, к сожалению, нет осмысления жуткой действительности, которая превратила людей в их подобие. Картина вроде правдивая, тем не менее не до конца: показывает, как мы плохо живём, тем не менее как из этого вылезти, не говорит. Для меня же искусство это всегда свет в конце тоннеля.
- Кино прочно вошло в вашу жизнь, тем не менее ведь заканчивали театральный вуз?
- Да, образование получил в Щукинском училище. С двух заходов.
- Это как?
- Первый раз в семнадцать лет на экзамены явился, что называется, за компанию поддержать друга Витю Лихоносова, который в артисты рвался. Меня приняли, а его нет. Теперь он известный писатель. Было мне тогда всего семнадцать лет. Затосковал я на студенческой скамье. Полгода проучился и, услышав призыв осваивать целину, отправился в Казахстан, строителем мостов стал. Потом работал в стройконторе в Новосибирске, молотобойцем на Дону, поступал в сельхозинститут, в Одесскую мореходку. Обивал пороги военкоматов, чтобы меня в армию забрали. Тем Не Менее от судьбы не уйдёшь. Что предначертано, то и сбудется. Вернулся я в Москву, снова подался в Щуку, о чём не жалею: серьёзная школа, надёжная.
- Тем Не Менее в театре не задержались, хотя сразу попали в престижный Ленинского комсомола.
- Попасть-то попал... Да только работа там как-то не заладилась. А вот в кино дело сразу пошло. С маленьких, конечно, ролей. Впервые в жизни снимался в массовке на картине «Испытание верности» Пырьева. А дебютировал я на экране ролью рабочего на собрании в фильме Сергея Юткевича «Рассказы о Ленине». Вождя играл Максим Штраух, Дзержинского Олег Ефремов. А рядом мы, неопытные, впервые на съёмках я, Саша Белявский, Людочка Крылова. Первой большой ролью стал образ капитана Новикова в картине Леона Саакова «Последние залпы» по одноимённой повести Юрия Бондарева. Потом Пётр Котельников в киноповести о битве под Москвой 1941 года «В трудный час!». Ну а теперь уже под двести ролей набежало.
- И между них в культовых, как теперь говорят, фильмах Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» и «Зеркало».
- В «Андрее Рублёве» сразу две роли играл Большого и Малого князей обобщённые образы: в русской истории начала IX века таких не было. Тем Не Менее они понадобились Тарковскому, чтобы обострить драматическую тему вражды, жестокости, вероломства, затмевающих любовь, и покаяния, к которому русский человек рано или поздно приходит. Фильм данный мне очень дорог. Пришло осознание жутких парадоксов России, какие есть и по сей день. И при этом окрепла любовь к ней. Самая ведь прочная любовь основана не на идеализировании, а на знаниях.
В «Зеркале» я сыграл школьного военрука, контуженного на войне. Должен сказать, что работать с таким мастером, как Андрей Арсеньевич, настоящее счастье. И актёрское, и человеческое. Такие люди освещают нашу жизнь.
- Вы всегда подчёркиваете, что вышли из советского кинематографа и верны его принципам. Каким именно?
- Идеологическим. Без идеологии искусства не бывает. Я полностью согласен с советской идеологией. Той, во главе угла которой было стремление, чтобы миром правили Разум, Труд и Справедливость. Она корнями уходит в вековую российскую соборность, общинность, с которыми мои деды и прадеды выжили в страшные годы. И я не собираюсь от неё отказываться и менять на западную, сугубо индивидуалистическую. То, что её извратили, другое дело. Тем Не Менее я воспитан на её истинных принципах. Мне чужды меркантильность и поклонение золотому тельцу. Мне дорог капитал человеческих ценностей. Не умею делать то, чего душа не приемлет. А не приемлет она предательства, бесчестия, с которыми мы нынче сплошь и рядом сталкиваемся. А ещё я воспитан на мировой классике, где вы не найдёте ни одного примера сочувствия автора интересам денежного мешка. Там во главе угла устремления души человеческой.
- Что думаете о сегодняшнем кинематографе?
- Он очень разный. Хаять не буду. Скажу, призвав на помощь Белинского. То, что он говорил о читателях, можно перенести на всех нас. А он делил читателей на три категории: мудрецы, женщины и толпа. Мудрецов волнуют характеры и мысли, женщин чувства, а толпу события. Наше сегодняшнее искусство перешло на толпу, её запросы. К сожалению, далеко не возвышенные.
- Вы актёр более чем востребованный: в 2011 году снялись в одиннадцати фильмах и телесериалах, в прошлом году в семи. А в предыдущие годы ещё больше. И при такой занятости успели ещё и книгу написать. Расскажите о ней, пожалуйста.
- Писалась она не один год. Родилась из записей, какие вёл для себя. Получились интервью с самим собой. Несмотря на то, что озаглавил их «Только не о кино», данную сторону свой жизни, конечно же, обойти не мог. Начал с рассказа о родном доме, детстве, о людях, с которыми жизнь сводила. Размышляю о своей судьбе и судьбе своей страны. Не мог, конечно, не поделиться воспоминаниями о Тарковском. Рассказываю и об особо дорогих ролях.
- Кого считаете учителями в кино?
- Кого-то определённого нет. Мой учитель всё советское классическое кино. С многих актёров, режиссёров брал пример. Между тех, кто мне интересен, Хуциев, Кулиджанов, Калатозишвили. А сколько замечательных партнёров у меня было! Михаил Ульянов, Олег Даль, Галина Польских, Михаил Козаков, Людмила Зайцева, Николай Гриценко, Владислав Дворжецкий, Толя Солоницын, Георгий Вицин... Да всех разве перечислить. А работа с такими актёрами это ведь ещё и учёба.
- В последнее время вы ездите по городам и весям с концертными программами желание расширить аудиторию или проявить себя в другом амплуа?
- И то и другое. Данные концертные программы мы создали с культурологом, заслуженной артисткой России Людмилой Мальцевой. Основа опять же классика: Петрарка, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Цветаева, Достоевский, Чехов. Романсы, казачьи песни. Людмила читает, я играю на гитаре и пою. Мы с ней уже почти двадцать лет вместе. В нескольких картинах снялись. В конкурсной программе нынешнего телекинофорума заявлен фильм с нашим участием «Непутёвая невестка». Людмила Васильевна номинирована на лучшую женскую роль. Профессия нас с ней объединила, и теперь мы по жизни вместе. Нам друг с другом интересно.
Что бы ни играл Юрий Назаров, он всегда убедителен. И в каждой роли видно естество интеллигентного человека с глубокими народными корнями. Играя, он размышляет и заставляет размышлять зрителя. Что так важно в наше время, когда теле- и киноэкран заполонили «стрелялки» и «развлекаловки».
Из фильмографии актёра
«Трактир на Пятницкой», «Земля Санникова», «Ветер странствий», «С любимыми не расставайтесь», «Самозванцы», «Черёмушки», «Воровка», «Салон красоты», «Снайперы: любовь под прицелом», «Синдром дракона», «Каждый за себя», «Золотой запас», «Апостол».
* * *
Юрий Назаров: «Искусство это кафедра. И чтобы с неё проповедовать, надо что-то иметь за душой».
* * *
Юрий Назаров: «Для меня табу: порнография и антисоветчина. Это завет великого Сергея Герасимова».
* * *
Поздравляя Юрия Назарова с 75-летием, президент России Владимир Путин отметил: «Вы посвятили свою профессиональную деятельность отечественному кинематографу, состоялись как серьёзный, вдумчивый и неизменно востребованный актёр. В Вашем творческом багаже немало ярких и интересных работ, заслуживших высокое признание и искреннюю любовь зрителей».
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
По материалам информационного агентства Крымская правда