В средствах массовой информации уже неоднократно поднималась тема деятельности Севастопольского объединения поисковых организаций «Долг». В 2013 году общественникам пришлось на время приостановить свою деятельность по причинам сугубо технического характера — не были своевременно оформлены соответствующие разрешительные документы. В результате столь благородное дело в течение длительного периода фактически оказалось под запретом, сообщает издание «Севастопольская газета».
— Как же обстоит дело в настоящий момент? — с этим вопросом мы обратились к председателю организации «Долг» Марине Гавриленко.
— Все ли проблемы «Долга» решены и есть ли возможность нормально работать?
— К сожалению, опять нет. Многие газеты ещё минувшим летом написали о факте получения нами лицензии. Такого понятия не существует в природе. Документ, согласно которому мы имели бы право осуществлять свою деятельность, а именно искать захоронения советских воинов периода Великой Отечественной войны, называется Разрешением и оформляется в Министерстве культуры Украины.
Схема нашей работы сегодня такова: при обнаружении останков мы подаем акт в Севастопольский комбинат благоустройства, имеющий право на эксгумацию.
Разработанная нами Программа поисковых работ на 2014 год совсем недавно утверждена городской Службой по охране культурного наследия. При полном понимании нами того, что в нынешней политической обстановке планировать что-либо вообще трудно, мы надеемся, что сможем продолжить оформление документов.
— Для предположения, что украинское министерство работает сейчас в штатном режиме, требуется быть оптимистом...
— Что сказать на это? Мы постоянно получаем информацию из разных мест Крыма об обнаружении останков советских воинов. Как правило, наша разведка подтверждает данные факты. Однако в свете нерешения вопросов, о которых я сказала, вести поиск мы пока не можем. На самом деле это означает, что есть опасность раздерибанивания мест нахождения останков «черными копателями». По Той Причине никакие политические и иные перемены в стране не уменьшат количества людей с металлоискателями в крымских лесах. Причем, в отличие от законопослушного «Долга», этим людям не требуются никакие разрешения.
— Знаю, что в своей деятельности ваша организация не одинока.
— И Вправду, буквально на днях в Керчи состоялась конференция объединений поисковых отрядов, на которой все наше движение было представлено достаточно мощно. В конференции приняли участие учёные, а также поисковики других отрядов — киевского, запорожского, крымских...
В рамках конференции был создан проект документа по созданию новой общественной структуры, в состав которой, как планируется, войдут ведущие поисковые общественные организации Украины, в том числе и наш «Долг».
Нам просто требуется объединиться, дабы создать противовес тем частным предприятиям, в планах которых — уничтожение общественного движения поисковиков-энтузиастов и придание ему исключительно коммерческой основы. Я по-прежнему против такого поворота событий, и мне отрадно было убедиться в том, что так думаю не только я, однако ещё целая плеяда общественников, какие считают, что это дело не должно уходить с тропы энтузиастов-исследователей. В первую очередь потому, что его специфика и особенность задач никак не вяжутся с бизнесом. Этак мы можем дойти до того, что родственники погибших будут платить поисковикам за поиск их родственников, погибших на рубежах Севастополя в годы Великой Отечественной войны! Лично для меня это — табу и полное нарушение морально-этических ценностей. И в этом меня полностью поддерживают ребята из объединения «Долг».
— Чего вы ждете от этой новой организации?
— Думаю, что появится какая-то определенность, и созданная новая общественная ассоциация будет защищать и продвигать наши интересы. А пока нам в буквальном смысле не на что опереться.
Например, в настоящее время жители одного из пригородных сел Севастополя сообщили нам об обнаружении останков, а мы не имеем возможности не только их достать, однако и даже начать раскопки. Так что пока нашим солдатикам, лежащим в севастопольской земле, придется подождать ещё пару месяцев. Скорее всего, до 70-летия освобождения города.
— Мы встретились с вами в больнице, где теперь лечится командир отряда «Память» Александр Павлович Запорожко. Каково его состояние?
— Мы все очень переживаем за него. Александр Павлович — старейший, самый опытный и самый уважаемый поисковик Севастополя. В его ведении находилась вся архивная работа, созданная за многие годы картотека.
Пока состояние его здоровья довольно тяжёлое, однако врачи хирургического отделения 4-й городской больницы делают все, что возможно.