После затянувшейся и успевшей надоесть всем без исключения следующий майданной «революции» власть вдруг начала действовать чётко и решительно, как по команде. Оказалось, что парламентское большинство способно принимать важные решения, и не спрашивая согласия у оппозиции. Выяснилось, что президент может уволить главу своей администрации, а не наоборот. Много чего вдруг выяснилось под очередную годовщину Переяславской Рады. Например, что «майдаунам» нравится не только драться с милицией, но и носить на головах кастрюли и сковородки. Так им легче узнавать своих.
Раз, два, три, четыре, пять иду сессию срывать!
Не заладилось у трёхголовых «оппов» с самого начала. Во-первых, не удалось сорвать проведение заседания. «Вице-спикер господин Калетник был заблокирован в своём кабинете. Не знаем, каким образом через окно или огородами, он тихонько сбежал и обманным путём стал проводить заседание Верховного Совета», простодушно пожаловался Виталий Кличко. Олег Тягнибок вообще выдал что-то маловразумительное не то о «заговоре», не то о «перевороте», чем вызвал некоторую волну недоумения и недопонимания: до сих пор неясно, имел ли он в виду заговор власти против оппозиции или вовсе даже свержение властью («злочынной», ясное ж дело) «законной» оппозиции. Точного смысла, сокрытого в словах Тягнибока, не смогли объяснить даже его ярые почитатели, а потому просто перевели как привычное и расово правильное «слава нации».
День контрреволюции
День 16 января и вправду достоин того, чтобы признать его исторической датой и ежегодно праздновать годовщину контрреволюции. Обычная тактика «оппов» дала сбой сначала вполне себе стандартным способом, большинством голосов парламентарии утвердили проект бюджета 2014. И оппозиция ничего не смогла сделать. Опомнившись, «евроинтеграторы» сделали всё от них зависящее, чтобы не дать парламенту нормально работать. Устроили потасовку и даже вывели из строя систему «Рада» во имя торжества демократии, разумеется. Не помогло. Обиженные «оппы» покинули зал заседаний, но парламентарии прекрасно обошлись и без них и, голосуя по старинке поднятием рук, приняли несколько законов, заставивших горестно взвыть «евроинтеграторов».
Таким образом, при проведении «мирных собраний» отныне ответственность за беспорядки несут не только организаторы, но и участники, запрещено также участвовать в массовых акциях в масках, шлемах «или с использованием других средств или способов маскировки», за несогласованное с органами МВД передвижение автоколоннами более 5 машин, создающее препятствия нормальному движению, придётся платить штраф и даже можно лишиться своего авто, а любители разглашать личные данные и клеветники теперь могут быть привлечены к уголовной ответственности. К «разгулу реакции» можно также отнести обязательное заключение договора с оператором мобильной связи при приобретении сим-карты, возможность ограничения доступа к Глобальной Сети Интернет по решению Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ) и ряд других норм.
Кроме того, нельзя будет безнаказанно ломать памятники и прославлять печально знаменитую дивизию «Галичина».
Отдельным подарком украинским грантоедам стало принятие закона об иностранных агентах, аналогичного российскому. Вот тут уже и грантодатели не выдержали.
Обмен «обеспокоенностями»
«Я глубоко обеспокоена событиями в Киеве. Некоторые части законодательства, ограничивающие основные права граждан Украины, были поспешно проведены (голосованием) с очевидным неуважением парламентских процедур и демократических принципов», заявила представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности баронесса Кэтрин Эштон.
В защиту своих агентов высказался и Госдепартамент США: «Некоторые из этих законов будут ограничивать право мирно протестовать и осуществлять свободу слова, они будут сдерживать независимые СМИ и ингибировать работу НПО. Если Украина и вправду стремится к европейскому будущему, она должна защищать и продвигать универсальные демократические принципы и ценности, лежащие в основе свободной Европы, и не позволять систематически их демонтировать».
Для того, чтобы перечислить все выражения «обеспокоенности», попросту не хватило бы газетной площади.
В свою очередь министр иностранных дел Украины Кожара во время встречи с послом США на Украине Джеффри Пайеттом и главой представительства ЕС на Украине, послом Яном Томбинским выразил ответную «обеспокоенность» украинской стороны и призвал иностранных дипломатов «быть максимально объективными и взвешенными в оценках внутренних процессов в нашем государстве, а также избегать односторонних заявлений, какие не отражают реальное положение дел». Министр подчеркнул, что принятые 16 января законы направлены на имплементацию в украинском законодательстве ряда норм, какие уже существуют в законодательстве большинства европейских государств и соответствуют общепризнанным демократическим стандартам и международным практикам. И это правда.
«В немецком законодательстве, равно как и в законодательствах большинства стран Европы, клевета является уголовно наказуемым преступлением. И вот что интересно. Параграф 90 УК Германии предусматривает уголовную ответственность конкретно за «очернение федерального президента», а параграф 188 - за клевету в отношении политиков. Причём наказание до пяти лет тюрьмы», пишет украинский журналист Анатолий Шарий, сумевший доказать европейцам факт преследований на родине и получивший политическое убежище в ЕС. Получается, что принятые украинским парламентом законы надо считать не «контрреволюционными», а «евроинтеграционными».
Впрочем, главное отличие между Украиной и Европой не в том, что в законах написано, а в том, как они выполняются.
А вот это уже серьёзно
Украинские парламентарии в урожайный год принимают такое количество разного рода законодательных актов, что «пересичные» граждане физически не в состоянии хотя бы прочитать их все. Наследованная «незалежной» Украиной имперская традиция компенсировать суровость законов необязательностью их выполнения, учитывая квалификацию законодателей, может считаться спасительной для государства. Поэтому перечисленные выше репрессивные нормы пока что можно считать хотя и серьёзной, но всё же лишь демонстрацией намерений. Даже при условии, что и спикер, и президент подписали принятые в четверг законы без промедления.
Реальных шагов власти также не пришлось долго ждать.
В пятницу президент Виктор Янукович уволил Сергея Лёвочкина с должности главы администрации президента и генерал-полковника Геннадия Воробьёва с должности командующего Сухопутными войсками Вооружённых сил Украины. Как отмечает большинство комментаторов, одновременное принятие двух кадровых решений такого уровня теоретически может быть совпадением, но на практике такие совпадения случаются нечасто.
Учитывая переменчивость украинской политической конъюнктуры, от выводов пока воздержимся. Но то, что в среде украинской элиты начались тектонические сдвиги, способные изменить весь расклад, вполне очевидно.
Исторические параллели
Интересную подборку исторических событий сделал 16 января директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов: 16 января 1919 года Петлюровская Директория формально объявила войну Советской России, которую, разумеется, проиграла;
16 января 1920 года Верховный совет Антанты принял решение о снятии экономической блокады с Советской России, при этом была сделана оговорка о том, что это не означает «перемены в политике союзных правительств по отношению к советскому правительству»; ровно через год, 16 января, был заключён союзный договор между РСФСР и Белоруссией.
Добавим сюда ещё одно очень интересное совпадение: 16 января, в день принятия украинским парламентом законов, так напугавших местных грантоедов и их зарубежных покровителей, отмечается День спецподразделения МВД Украины «Беркут».
Вот оно как. Символично, правда?
Николай ФИЛИППОВ.
По материалам информационного агентства Крымская правда