Лидеры Майдана объявили о цели по завоеванию симпатий жителей Юго-Востока, чтобы разгромить Виктора Януковича в его же вотчине и не дать ни одного шанса переизбраться на второй срок. Получится ли оппозиции реализовать озвученные планы? Об этом «Новый Регион» спросил украинских экспертов.
Вадим Карасев, политолог:
«За подобного рода заявлениями может стоять не столько желание раздвинуть географические рамки Майдана, сколько придать нынешнему майданному «стоянию» ложные ориентиры, оправдать падение его массовости, рассеивание энергетики протеста. Географически Майдан может расширяться только тогда, когда в столице данный Майдан массовый, он атакует власть, бомбит её, делает власть уступчивой. Тогда и в регионах власть ослабляет свою режимную хватку. Если оппозиция демонстрирует слабость, а власть – силу, то географического расширения не будет, тогда майданам на региональном уровне просто не дадут состояться в самом зародыше. Не будет майданов в Одессе, Харькове, на Юго-Востоке в целом.
Во-вторых, чтобы поднять Юго-Восток, нужен лидер Майдана, чёткая цель, нужен персонификатор этих идей, ведь недовольных людей там точно также много, как и в других областях и регионах Украины. Но народ не выйдет за абстрактные и понятные только политологам идеи, например, изменений Конституции. Народ выходит, когда не платят зарплаты, цены все выше, когда беспредел чиновников, когда бьют людей. Плюс на Юго-Востоке люди не будут стоять за евроинтеграцию.
Шансы расширения Майдана на восточные и южные области были бы тогда, если бы появился сильный лидер, в том числе, которого бы поддержали русскоязычные люди Юго-Востока. У Кличко были такие шансы, ведь он мог ответить людям и на Юге и Востоке на запрос изменений в социально-экономическом плане, но его самого не поддержали в силу внутренней борьбы в оппозиции».
Сергей Слободчук, политический консультант:
«Оппозиция имеет шансы нарастить свою поддержку и процент на выборах на Юго-Востоке. Правда, в данном случае поставленная цель распадается на 3 задачи:
Первая: программа для жителей Николаевской, Херсонской, Донецкой, Луганской областей, сформулированная на понятном для них языке и акцентирующая актуальные для них проблемы;
Вторая: контакт и привлечение в свои ряды общественных активистов для разработки такой программы, проведения акций и предвыборной агитации;
Третья: создание системы штабов и юридических служб, чтобы защитить свой результат.
Показательно, что первые тезисы оппозиционного плана действий для похода на Юго-Восток сформулировал Юрий Луценко. В свое время в Социалистической партии он оказался единственным из руководства СПУ, кто смог эффективно курировать и развивать партийные организации в Донбассе, в первую очередь потому, что чётко чувствовал настроения избирателей Юго-Востоке и оказался способен говорить с ними на одном языке.
Если же оппозиция снова пустит ситуацию в регионе на самотек (а в свое время некоторые оппозиционные партии даже не создавали в Донецкой и Луганской области настоящие предвыборные штабы, потому что не верили в результат), результат на выборах может оказаться даже ниже, чем в 2012 году.
Михаил Погребинский, политолог:
«Конечно, я слышал это заявление Луценко об организации майданов на Юго-Востоке Украины. Мне интересно будет понаблюдать за этим процессом как политологу. Ведь заведомо понятно, что эта идея абсолютно провальна и бесперспективна.
Что требуется нашей оппозиции, чтобы завоевать Юго-Восток? Нашей оппозиции требуется в таком случае искать абсолютно другой подход, противоположные лозунги или обмануть Юго-Восток, чтобы там завоевать голоса. Только так.
Они все сплошь и рядом националисты. Им придется заговорить на русском как минимум. Вы допускаете, что они начнут говорить на русском? Я – нет, тем более, учитывая низкий интеллектуальный уровень нашей оппозиции, она никогда не пойдет на продвижение лозунгов, какие могли бы быть поддержаны в этом регионе.
Почему оппозиция заявляет, что они завоюют Юго-Восток, организуют там Майданы? Они просто зашли в тупик, у них нет целей, реального плана. Поэтому они заявляют именно это, делают такие заведомо не подкрепленные ничем заявления».
Сергей Гайдай, политтехнолог:
«Я не могу ответить, каким образом нынешняя оппозиция собирается завоевывать Юго-Восток, но это – правильная и необходимая идея. На Востоке мы видим недовольство Януковичем, власть и там не любят, там ощущают, что эта власть ничего не сделала для улучшения социально-экономического состояния.
Главная проблема Украины и в электоральной плане, в том числе,– это разрыв на Запад и Восток. Требуется учитывать, что на Юго-Востоке нет альтернативы Партии регионов, поэтому за Януковича, даже при всем недовольстве, голосуют как за «своего».
Думаю, что Луценко просто заявил цель, но плана мы не услышали, то есть, каким образом это возможно, как оппозиция будет это реализовывать – не понятно.
Но особенных технологий точно нет. Все просто. Есть люди, они должны идти к таким же людям на Юг и Восток, требуется агитировать, требуется готовить таких агитаторов. Сколько существует мир, политика, это – самая эффективная технология. Ни ТВ, ни Интернет не эффективны настолько, как именно эта технология.
Нужно найти убедительную формулу для Юго-Востока. Нужен лидер, альтернатива Януковичу. Его нет. Да, соглашусь, что ранее Кличко мог стать таким оппозиционным лидером, который бы на Востоке был бы конкурентоспособным по отношению к Януковичу. Но сейчас он задекларировал себя как прозападный политик, он даже в языковом вопросе начал играть, заговорил на украинском».
Александр Булавин, политолог:
«Все социологи рассвистели, что Майдан поддерживает две трети киевлян. Но выборы в 223 округе показали почти противоположный результат.
То, что в Юго-Восточных регионах оппозиция может сформировать локальные штабы – сомнения не вызывает. Но, судя по тому, что Майдан сам и накачал неприятие к оппозиции, которое на Юго-Востоке не было столь решительным и агрессивным до его появления, русофобских смыслов, унижения жителей левобережья – это также факт.
Поэтому, думаю, оппозиция не получила бы сейчас тех процентов, какие были у неё в 2012-м году. К тому же, за последний месяц фактически против каждого из трёх лидеров проведена серьезная кампания.
Помешало тут и то, что новых людей, лидеров без подмоченной репутации Майдан выдвинуть не смог. Даже то, что идею «дранг нах остен» предложил весьма неавторитетный Луценко, о многом говорит».
Сергей Белашко, политолог:
«Для хоть чуть-чуть успешного «похода на Юго-Восток» оппозиция должна «всего лишь» отказаться от русофобии во всех её проявлениях... Заявить о готовности строить Украину как двухкультурное государство.
Это программа-минимум, без которой любые попытки найти поддержку на Юго-Востоке будут восприниматься в лучшем случае как электоральная экспансия, а в худшем – как гуманитарная агрессия.
Я очень сомневаюсь, что нынешние лидеры оппозиции – Кличко и Яценюк – способны на такие шаги. Иначе они бы уже давно отказались от услуг сомнительных личностей, советы которых загоняют этих, в общем-то, перспективных политиков, в электоральное гетто украинокультурных избирателей».
По материалам информационного агентства nr2.ru