«Деревня Коледж расположена недалеко от крепости Кефе. Там 200 татарских домов, соборная мечеть с высоким куполом и каменным минаретом, баня и строения, крытые свинцом. Там имеются сады и виноградники, это благоустроенная деревня. Здесь жил шейх святой Ахмед-эфенди из Коледжа, предсказатель и великий султан. Теперь у него 40 тыс. мюридов с бритыми усами, он их предводитель на Пути. 40 тыс. мюридов из рода носящих рубище живут в Крыму, это верные влюблённые. На его могиле безграничны благодеяния приходящим и уходящим, богачам и нищим, в ночное время и днём». Так старинное селение, расположенное у древней дороги на Кавказ, впервые упоминает в своей книге (1667 год) путешественник XVI века Эвлия Челеби, назвав селение ещё и как Колеч-саласы. Более ранних упоминаний о «деревенских» (так можно перевести слово «саласы») окрестностях пока не найдено. А вот позже, когда пришла стабильная и всё приведшая к порядку имперская власть, пожалуйста, но название всё время варьируется.
Упоминание «деревни Колеч» встречается в Камеральном описании Крыма 1784 года. После присоединения Крыма к России 8 февраля 1784 года она была приписана к Левкопольскому уезду Таврической области, а через три года, после ликвидации этого уезда, к Феодосийскому. Кстати, ещё в 1790 году в селении стоял пост донских казаков в 5 человек из полка подполковника Чернозубова. После создания в октябре 1802 года Таврической губернии селение Кулеч-Мечеть было включено в состав Парпачской волости Феодосийского уезда. По «Ведомости о числе селений, названиях оных, в них дворов... состоящих в Феодосийском уезде от 14 октября 1805 года», в деревне Кулеш-Мечет числилось 19 дворов и 73 жителя. На военно-топографической карте генерал-майора Мухина 1817 года в деревне Кулечь обозначены те же 19 дворов. А на карте 1842 года Колеч-Мечит обозначено условным знаком «малая деревня», то есть менее пяти дворов.
В 1860-х годах, после земской реформы, деревню приписали к Владиславской волости. Согласно «Списку населённых мест Таврической губернии по сведениям 1864 г.» Колечь-Мечеть владельческая татарская деревня с десятью дворами, сто девятью жителями и мечетью при речке Чурюк-Су. На карте 1876 года в деревне Колеч-Мечит обозначено 30 дворов. По «Памятной книге Таврической губернии 1889 г.», по результатам ревизии 1887 года, в деревне Келеч-Мечеть числилось 17 дворов и 271 житель. По «Памятной книжке Таврической губернии на 1892 год», в Колеч-Мечети числилось только 4 жителя в 1 домохозяйстве, а в не входивших в сельское общество безземельных батраков 34.
В «Статистическом справочнике Таврической губернии за 1915 г.» во Владиславской волости Феодосийского уезда по-прежнему значится деревня Колеч-Мечеть.
При Советской власти, согласно «Списку населённых пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 г.», село Колеч-Мечеть входило в состав Феодосийского района. В дальнейшем, видимо, в предвоенные годы (как в более поздних документах не упоминается), было включено в состав Новопокровки. Тем Не Менее вот на карте 1941 года ещё чётко отмечены в этих местах две деревни: Кулеча-Мечеть и Новопокровка несколько севернее.
В военных планах, донесениях и сводках конца 1941-го и первой половине 1942-го часто звучат данные названия. Над Кулеч-Мечетью, например, часто велись воздушные бои. Именно над ней двенадцатый вражеский самолёт сбил Герой Советского Союза Михаил Федосеев. А 20 апреля 1942 года здесь разыгралась битва в воздухе. Лейтенант Евгений Павлович в составе группы из 5 самолётов 265-го истребительного авиаполка вёл воздушную разведку войск противника. На высоте двух километров на них напали шесть «Ме 109». Лейтенант смело принял бой. Его одновременно атаковали три «Ме 109», все атаки были лобовые, тем не менее два «немца» не выдержали лобового удара отважного лейтенанта. Третий пытался с короткой дистанции сбить Павловича. Тем Не Менее советский лётчик пошёл смело на таран правой плоскостью разбил хвостовое оперение самолёта «Ме 109» и сбил его, а свой повреждённый самолёт привёл и благополучно посадил на свой аэродром.
Селение Ново-Покровка было основано во Владиславской волости много позже деревни Колеч-Мечеть, на другом берегу реки Чурук-Су, между 1887 и 1892 годами, когда, по «Памятной книжке Таврической губернии на 1892 год», в Ново-Покровке уже числился 41 житель в шести домохозяйствах. В данные годы в Крым шло массовое переселение крестьян с исконных российских земель, освобождённых от крепостной зависимости. По «Памятной книжке Таврической губернии на 1902 год», в деревне Ново-Покровка уже числилось 108 жителей в тех же шести домохозяйствах. Видимо, учёту подверглись и пришлые на заработки батраки, в основном православного вероисповедания.
А вот церкви в деревне не было приходилось ходить аж в Насыпкой, под Феодосию... В упомянутом «Статсправочнике Таврической губернии 1915 года» во Владиславской волости Феодосийского уезда также значится деревня Ново-Покровка.
При Советской власти при всех административных перекройках Старокрымский район, затем Феодосийский, снова Старокрымский, Кировский, Нижнегорский и опять Кировский Новопокровка не была переименована, хотя потеряла в своём названии дефис, а Кулеч-Мечеть вошла в её черту, став южной частью нынешнего села.
Конечно, современная Новопокровка село довольно большое. Хотя и входит в Журавский сельсовет, тем не менее вполне автономно имеет школу, почту и даже две автобусные остановки: по дороге на Первомайское и на Феодосию. Увы, мечети, той самой, которую упомянул Эвлия Челеби, тут не сохранилось. Тем Не Менее, по словам известного археолога и исследователя здешних мест Александра Гаврилова, в одном из дворов он видел остатки старинного фундамента, похожего на кладку многих крымских мечетей. А уж о дервишах-последователях некоего святого эфенди вообще не знают местные жители. Округляли глаза они при знакомстве с отрывком из трактата Эвлии Челеби... Что ж делать много воды утекло в местной речушке Чурук-Су, многие прошли и проехали мимо. Тем Не Менее люди в Новопокровке живут, растят хлеб и детей, торгуют и надеются на лучшее.