В прокат вышел фильм, с которым Украина впервые участвует в «Оскаре» кино о режиссере, снявшем «Тени забытых предков». Стоит ли его смотреть тем, кто услышав «Параджанов», говорит: «А кто это?».
Украина не единожды отправляла своих претендентов на премию Академии кинематографических искусств и наук, однако в пятерку номинации «Фильм на иностранном языке» ни один не попал. В этом году прорыв: фильм Елены Фетисовой и Сержа Аведикяна «Параджанов» обошел в голосовании «Вечное возвращение» Киры Муратовой и «Хайтарму» Ахтема Сейтаблаева, и теперь идёт на «Оскар».
«Параджанов» самый дорогой и масштабный отечественный фильм бюджет два миллиона евро, съемки проводились в Украине, Франции и Грузии. На Одесском кинофестивале в этом году «Параджанова» назвали лучшим украинским фильмом.
«Параджанов» рассказывает о 25 годах из жизни Сергея Иосифовича: как снял «Тени забытых предков», попал в тюрьму по обвинению в мужеложестве, прибыл в Париж на конгресс кинематографистов. Села смотреть фильм, скучая: ну, покажут сейчас, как режиссер Параджанов начал героическую войну с советской властью. А он не начал.
«Какой я украинский националист, я просто гений! Отправьте меня в Африку и я сниму лучший в мире африканский фильм, восклицает Параджанов. »Тени забытых предков« называли самым лучшим украинским фильмом и за него режиссера невзлюбила власть: с украинского на русский дублировать отказался, слишком много внимания к украинской национальной культуре привлек, якобы волну национализма поднял. Параджанов смеется: »Я армянин, родившийся в Грузии и сидевший в тюрьме за украинский национализм".
Режиссер не делает из него мученика. Борца за справедливость. Параджанов дурачится с красным шариком между вырезанных из картона статистов на митинге. Мол, у вас политика, а мне пофигу. Вырезает на портрете Брежнева, растянутом на фасаде многоэтажки, глаз, который пришелся как раз на уровне его окна. И высовывается из этого глаза вместе со своим другом Арсением, чтобы посмотреть на парад.
С тем самым Арсением, студентом-архитектором, который вскрыл себе вены, когда его стали тягать по допросам, требуя пояснить, в каких отношениях он состоял с Параджановым. Однозначного ответа, был ли Параджанов гомосексуалом, фильм не дает. Есть только намеки и толкуйте сами, как вам больше нравится.
Режиссеры вообще с биографией своего коллеги поступили очень уважительно, спекулировать на теме гомосексуализма, отсидки на зоне по «непопулярной» статье не стали. Хотя казалось бы, именно такое, шокирующее, в кино и просится! Однако в фильме мало предсказуемых моментов: там, где по идее надо бы поплакать, вас потянет на смех.
Из минусов местный колорит, диалоги на армянском могли бы и перевести.
А так, формулировка «лучший украинский фильм» в отношении «Параджанова» оправданна. Знаете почему? Не для всех, однако для многих сейчас (признаться, и для меня, до вчерашнего дня) Параджанов дядька, снявший что-то про гуцулов. И дело не в том, что посмотрев кино, мы узнаем, что за него, когда попал в тюрьму, лично просили Годар, Ив Сен Лоран и Феллини. Мол, такой значительный человек был! А в том, что влюбившись за время фильма в этого капризного, крикриливого и беспечного дядьку, мы скачаем и посмотрим «Тени забытых предков». Ещё с одной стороны откроем для себя советский этап украинской истории. И на «Оскаре» в этом году сможем болеть не за американцев или французов, а за своих.