Последние новости

Реклама

Уездный город Ф. Маленькая Феодосия, где жизнь крутится вокруг торгового порта и нефтебазы. Но и здесь, на востоке полуострова, можно очаровываться окружающим. Главные достопримечательности — картинную галерею Айвазовского, Музей Александра Грина, древнюю церковь в Карантине — стоит посетить, чтобы порадовать глаза и душу.

«Город никак не уступал другим городам: сильно била в глаза жёлтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных. Домы были в один, два и полтора этажа, с вечным мезонином, очень красивым, по мнению губернских архитекторов... Попадались почти смытые дождём вывески с кренделями и сапогами, кое-где с нарисованными синими брюками и подписью какого-то Аршавского портного; где магазин с картузами, фуражками и надписью: «Иностранец Василий Фёдоров»... Кое-где просто на улице стояли столы с орехами, мылом и пряниками, похожими на мыло; где харчевня с нарисованною толстою рыбою и воткнутою в неё вилкою... Мостовая везде была плоховата...Как городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зелёною масляною краскою. Впрочем, хотя данные деревца были не выше тростника, о них было сказано в газетах при описании иллюминации, что «город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, широковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный день»... — этим отрывком из «Мёртвых душ» можно кратко описать Феодосию.

В последние годы она превратилась из приморского захолустья в уютный провинциальный курорт. С санаториями, ночными клубами, мини-гостиницами, с семьюдесятью тысячами жителей.

В бархатный сезон хочется просто ходить по опустевшим без туристов улочкам, заглядывать в небольшие кафе или на скамейке Юбилейного парка, неподалеку от остатков башни святого Константина, читать русскую классику. Для тех, кто приехал не на один день, найдутся и другие развлечения.

Добрый гений — в сердцах горожан

Феодосия — один из крымских городов, за исключением Севастополя, с таким большим числом памятников: и Александру Пушкину, и «витязям морских глубин», и Афанасию Никитину, и героям-подводникам, и чернобыльцам.

Из них, пожалуй, выделим расположенный на пересечении Симферопольского шоссе и улиц Володарского и Крымской памятник «Феодосии и феодосийкам».

В сквере, за аркой, стоит скульптура женщины с ребёнком на руках. Где ещё в стране так почитали прекрасную половину человечества?

Рядом — Чаша единения и примирения всех конфессий, посвящённая мирному разрешению конфликта между крымскими татарами и славянами из-за установки монумента апостолу Андрею Первозванному.

В бывшем Комсомольском парке полюбуйтесь фонтаном «Доброму гению» — в честь великого горожанина Ивана Айвазовского. История помнит, как в 1784 году русские войска заняли принадлежавший османам город — и командующий князь Григорий Потёмкин распорядился составить план Феодосии, на котором обозначили тридцать три фонтана и водоёма. Позже историк Муравьёв-Апостол написал: «...из оставшихся в наследство от турков фонтанов осталось только три, да и те настолько уже повредились, что в летнее время жители бедствовали от безводья». В 1987 году Иван Айвазовский объявил о даре городу пятидесяти тыс. вёдер (шестьсот кубометров) воды в сутки — из источника, принадлежавшего его жене Анне Саркисовой.

Через три года на Итальянской улице (сейчас Горького) построили фонтан-памятник в честь великого мариниста. На постаменте — бронзовая женская фигура, держащая в руках раковину, из неё стекала вода в каменную чашу и затем в бассейн. Тут же увенчанная лаврами палитра с надписью «Доброму гению». Но из-за неправильной системы стока воды прилегающую территорию подтопило, и фонтан закрыли.

После Октябрьской революции бронзовую фигуру перенесли в городской сад, а каменные конструкции прежнего фонтана разобрали. Во время Великой Отечественной войны памятник пропал. Новый же — с увенчивающей композицию аркадой и надписью «Великому Айвазовскому и ученикам его благодарная Феодосия» — появился в 2000-х.

«Родина» гранёного стакана

Ну и как же побывать в Феодосии и не посетить картинную галерею, где хранится крупнейшая в мире коллекция полотен Ивана Айвазовского? Здесь можно увидеть около двенадцати тыс. работ на морскую, мифологическую и библейскую тематику знаменитого живописца, его современников и учеников — Максимилиана Волошина, Константина Богаевского, Льва Лагорио, Михаила Латри, Адольфа Фесслера и Архипа Куинджи.

Затем нужно зайти в Музей денег, начавшему в 1810 году свою экспозицию с сотни медных римских монет коллекции купца Дживарджи. Семь отделов, рассказывающих о деньгах с античных времён и до наших дней, монетах Боспорского царства и Киевской Руси, современных деньгах, их возникновении и изменении, книгах по нумизматике.

Завершите же прогулку в народном музее родившейся и выросшей в Феодосии скульптора Веры Мухиной, автора хорошо знакомого всем монумента «Рабочий и колхозница». Кстати, её считают мамой гранёного, или «маленковского», стакана. Якобы в сороковых годах прошлого века она увлеклась стеклом, тогда же ей поступил заказ на разработку формы «питейной чаши» для кафе и столовых, удобной для посудомоечных машин. Вера Игнатьевна и создала такой — с гладким кольцом по окружности края.

Алексей ЛОХВИЦКИЙ.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 18 сентября 2013 | Разделы: События
Метки: Уездный, город
18 сентября 2013

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля