На сцене
античного театра в Херсонесском
заповеднике театр им.Лавренева открыл
юбилейный 30-й театральный сезон. Впервые
актеры театра выступили на площадке
древнего городища 31 год назад со
спектаклем «И смех, и слезы Херсонеса».
Открытие херсонесской площадки стало
невероятным по тем временам прорывом
в театральном мире.
В этом году
зрители увидят обновленную версию
спектакля.
Спектаклем «И
смех, и слезы Херсонеса» по одноименной
пьесе севастопольского драматурга
Игоря Маркевича 15 августа 1982 года был
открыт первый театральный сезон в
Херсонесе Таврическом. Эта премьера
стала грандиозным событием не только
для Севастополя, но и прогремела на весь
Советский Союз. Спектакль оказался
очень удачным, масштабным, в нем
задействовали не только состав театра,
но и городские творческие коллективы
и ансамбли, были включены танцевальные
номера. Постановка в руинах Херсонеса
была необычным и ярким действом.
Спектакль в
Херсонесе начинался в семь часов вечера,
а заканчивался в двенадцатом часу ночи.
Руководству театра приходилось
договариваться с городским руководством
об организации автобусов, какие
развозили бы зрителей.
— Мы посчитали
и удивились: оказывается, за 30 лет мы
поставили ровно 30 премьер! На момент
премьеры мы были единственным театром
в СССР, который работал на открытой
площадке. И четвертым театром в мире!
15 августа 1982 года мы открыли сезон и 11
раз подряд отыграли «И смех, и слезы».
Каждый день! Это было что-то невообразимое...
А сезон мы закрыли глубокой осенью, 17
октября, когда было уже прохладно —
первый раз за всю херсонесскую историю,
— говорит заведующая литературной
частью театра им.Лавренева Аксинья
Норманская.
В октябре
актерам приходилось надевать под
херсонесские туники свитера и трико,
чтобы не замерзнуть.
Спектакль в
руинах произвел фурор
Главным
режиссером театра флота в те годы был
Александр Смеляков. Когда И.Маркевич
принес ему свою пьесу, в основе которой
— легенда о Херсонесе, А.Смеляков сразу
же схватился за неё. «Давно мечтал
поставить что-нибудь в Херсонесе», —
сказал он. Кроме исторической составляющей,
пьеса «И смех, и слезы Херсонеса» —
остро социальная. Описанная в ней
демократия херсонеситов — хлесткая
пародия на демократию нынешнюю.
— Требуется было
обладать большой режиссерской смелостью,
чтобы прийти в развалины. У Смелякова
было хорошее чутье, он выбрал площадку,
удобную для зрителей и актеров, мы тогда
работали внизу, у некрополя. Использовали
стены, проходы. Там была хорошая акустика,
можно было говорить шепотом и все было
слышно. Все совпало — его желание,
замечательное место, аура Херсонеса, —
вспоминает заслуженный артист АР КРЫМ
Вячеслав Земляной.
— Мы увидели
мощную отдачу от зрителей, две шеренги
матросов не могли остановить их напор!
Билетов никогда не было, люди приходили
со своими стульчиками. Яблоку негде
было упасть, зрители и на стенах сидели.
Такая заинтересованность, конечно,
давала нам силы. Это и вправду была
новинка, и первооткрывателями были мы,
— вспоминает народная артистка России
Валентина Попова. И она, и В.Земляной
играли в премьерном спектакле в 1982 году.
В.Земляной до сих пор задействован в
постановке — он исполняет роль
переводчика.
— Это было
ново, интересно, вписывалось в пейзаж.
Со сцены спектакль смотрелся бы не так,
как на фоне природы и древних камней.
Спектакль был созвучным современности
и смешным, люди увидели в нем себя, —
поделилась своими воспоминаниями о
премьере 1982 года севастопольская
писательница Галина Дейнега.
Выступать в
Херсонесе — дело рискованное
Актеры
вспоминают, какими сложными были первые
репетиции на сцене городища. Приходилось
учиться лазать по стенам без страховки.
Оказалось, что на открытой площадке
трудно пользоваться гримом — требуется
доиграть 10-15 минут до антракта, а половина
уса как назло уже отклеилась. Кроме
того, чтобы вжиться в роли, актеры
готовились к спектаклю, посещая архив
и изучая одежду и быт херсонеситов.
В.Попова в
спектакле «И смех, и слезы Херсонеса»
играла Амбатию, рабыню дочери правителя
Херсонеса. Работала на четырех площадках:
из-за реставрации театральную сцену
сначала перенесли к башне Зенона, затем
в — Итальянский дворик, и наконец — в
античный театр. Артистка вспоминает,
как на первой площадке актерам приходилось
оббегать её для следующего выхода более
ста метров, а затем возвращаться, чтобы
не останавливать действо.
— Это был такой
темпоритм! И самое главное — мы работали
на стенах, сверху, без страховки. Это
было, конечно, безумие, и травмы были, —
говорит В.Попова. — Я падала, пришлось
операцию делать. На «Генрихе VI» на
каблуках, в платье с цепями весом 8-12 кг
надо было на стенку залезть и спуститься.
Высота до шести метров. Пошел дождик,
стены стали влажными, и вот я каблуком
становлюсь на самом верху и падаю на
острые камни. А бывало так: бегу по
лестнице наверх, а она даже не закреплена
вверху. Раз — и я вместе с ней качаюсь,
от стены и назад. Зрители ахнули! Наверное,
подумали, что это цирковые номера. Риска
очень много, но в этом и новизна, —
говорит артистка. — Однажды во время
спектакля пошел сильный дождь. Зрители
сидят, накрывшись газетами. Мы уже
мокрые, парики опали. Первый акт
заканчиваем и отменяем спектакль, потому
что полил такой ливень. И мы бежим к
своему автобусу, а зрители бегут за нами
и кричат: «Ну расскажите, чем закончилось!»
Борьба за
внимание зрителя
На открытой
площадке актерам сложнее работать и
приходится потрудиться, чтобы собрать
зрительское внимание. Шум из близлежащих
баров, звуки скрипки с фестиваля, который
проходит неподалеку, колокольный звон
— все это отвлекает зрителей, а артистам
приходится это преодолевать.
Заслуженный
артист России Борис Талах вспоминает,
как во время спектакля «Эзоп» у башни
Зенона артистов подвела аппаратура —
поздно вечером внезапно выключилось
освещение. Пришлось подогнать автобус
и при свете его фар доигрывать спектакль.
— Бывало такое,
что весь город заливает ливень, —
продолжает рассказывать В.Попова. — Мы
думаем: может, хоть сегодня не будет
спектакля? Приезжаем туда — солнце.
Или: только состоялся ливень, на сцене лужи.
Консервными банками сам режиссер и мы
за ним вычерпываем данные лужи, чтобы хоть
ходить можно было. Это сродни какому-то
подвигу.
Главный режиссер
театра народный артист России Александр
Губарев вспомнил свое трагикомическое
выступление на античной площадке.
— В спектакле
«Генрих VI» я играл воина, и в одном из
боев меня убивают. После этого меня
должны убрать со сцены. Сын мой остается
на сцене, а актер, который должен был
ему помогать отнести меня со сцены, с
кем-то заговорился и не вышел. Жена
сидела в первом ряду, и мы ждали, что
после этой смерти я должен уходить
домой. И тут она видит, что актер меня
поднимает, а у него камешек под ногой
уходит в сторону. Через секунду мы вместе
летели на камни. И тут слышится русская
бранная речь — покойник закричал матом,
а потом встал и ушел. После этого я
несколько месяцев был на больничном, —
говорит А.Губарев.
Больше смеха,
меньше слез
Б.Талах в
спектакле «И смех, и слезы Херсонеса»
с 1983 года более десяти лет исполнял роль
Кафия. После перерыва, когда спектакль
возобновили, он ушел на более возрастную
роль жреца.
— Мне кажется,
что старый спектакль был качественнее.
Все-таки мы трепетнее и серьезнее
относились к тому, что мы делали. Нельзя
действо превращать в капустник, —
считает артист.
Спектакль
и вправду претерпел изменения. Он
два раза снимался и два раза восстанавливался.
Первый зрители увидели в 1982 году, затем
его восстановили в репертуаре в 90-е годы
и во второй раз — сейчас. До нынешней
премьеры спектакль не показывали
несколько лет.
Автор пьесы
И.Маркевич вспоминает: когда принес
свое произведение в театр, его спросили:
«Что это за капустник?» Пьесу встретили
в штыки, но главный режиссер А.Смеляков
сразу за неё ухватился, да и политуправление
Черноморского флота настояло на
постановке.
В 2012 году идея
возродить спектакль появилась у главного
режиссера театра Александра Губарева.
Но труппа вдвое уменьшилась, поэтому
возможностей стало меньше. Но
И.Маркевичу удалось переработать пьесу,
сделать её более современной и посильной
для театрального воплощения. Он рассказал
«Севастопольской газете» о метаморфозах
своего творения в театре:
— Было порядка
20 персонажей, стало 15. Некоторые любимые
мною сценки убирал со слезами на глазах.
Пьеса стала компактнее, раньше она шла
более трёх часов, а теперь с перерывом
длится два часа. Герои остались на практике
те же, и сюжет тот же, Гикия и Филон как
были, так и будут. Самое приятное, что
зрители ходят, — добавляет драматург.
— Я был на премьере, и мне очень понравилась
игра актеров. Эта пьеса будет долго
жить. Она основана на легенде о том, как
Гикия пожертвовала своей любовью, своим
личным счастьем и спасла Херсонес от
разорения. Эта история и вправду
была, обросла подробностями, о которых
артисты театра теперь и рассказывают.
В Херсонесе идёт много спектаклей, но
они привязаны к античному театру просто
потому, что носят налет средневековья.
А тут действие происходит в самом
Херсонесе. Зрителю это очень нравится.
По этой земле когда-то ходили и сами
герои спектакля. Сейчас слез там осталось
пару капель, а смеха море получилось.
Что касается переплетения древности и
современности, там есть некоторые фразы.
Актеры порой сами их придумывают. Хочется
им развеселить публику, и все. Херсонес
20 веков отражал любые атаки, боролся,
сохранял свою обороноспособность на
высоком уровне. И я связал это с
Севастополем, который появился на месте
Херсонеса и не утратил данную славу.
Севастополь — это мекка духовной силы
человека. По-моему, в спектакле должна
быть произнесена эта фраза, — считает
драматург.
Справка
Пьеса Игоря
Маркевича «И смех, и слезы Херсонеса»
стала первой постановкой театра
им.Лавренева ЧФ РФ на площадке между
руин Херсонесского заповедника. Премьера
состоялась в 1982 году. Спектакль режиссера
Александра Смелякова более 10 лет
шел с неизменным успехом и был снят с
репертуара из-за существенных изменений
в труппе театра. В 90-е годы его вернули
в репертуар. После перерыва в несколько
лет, в нынешнем театральном сезоне 2013
года на сцене Херсонеса — снова премьера
спектакля-легенды.
Новую версию
пьесы, ставшей своеобразной визитной
карточкой херсонесского репертуара,
предложил главный режиссер театра флота
Александр Губарев. Из легендарного
первого состава в спектакле остался
заслуженный артист АР КРЫМ Вячеслав Земляной.
В основе сюжета
— легенда о бесстрашной Гикии, дочери
правителя Херсонеса, спасшей после
смерти отца родной город от коварных
боспорцев. Ей пришлось делать трудный
выбор между долгом перед Отечеством и
любовью к красавцу Филону. Вместе с тем
в ткань древнего сюжета вплетены нити
вполне современных ситуаций, многие из
которых — комичны, а в образах древних
греков порой угадываются до боли знакомые
черты современников.
По материалам информационного агентства Севастопольская газета