Вот и подошло к концу следующее внешнее независимое оценивание знаний (ВНО 2013). Те, кто успешно прошли тестирование, готовятся к поступлению в вузы, а те, кто по каким-то причинам провалились, будут пытаться реабилитироваться уже в следующем году. Специалисты подводят итоги нынешней кампании. На пресс-конференции в «Крымской правде» о её результатах журналистам рассказал директор Симферопольского регионального центра оценивания качества образования (СРЦОКО) Юрий ИЛЬИН.
- Какие тенденции можете отметить в этом году?
- В нашем региональном центре (Крым, Севастополь и Херсонская область) было зарегистрировано почти 25,5 тысячи человек.
В Крыму 14,5 тысячи абитуриентов. Это чуть меньше, чем в прошлом году. В этом году больше всего выпускников записались на украинский язык, историю Украины и математику. К положительным тенденциям можно отнести тот факт, что у нас в реальных условиях перестали регистрироваться те, кто относится к тестированию, как к лотерее, в которой можно наугад что-то выиграть. Опыт показывает, что таких возможностей не было и не будет. Если ты не готовился, у тебя ничего не удастся. Ещё один важный момент: учитывая, что рынок труда переполнен юристами, экономистами, банкирами, менеджерами, выпускники школ стали тщательнее подходить к возможности получения образования и его специализации. Это существенно повлияло на снижение количества заявок.
- Какие у абитуриентов были предпочтения в вопросе выбора языка тестирования?
- Несмотря на то, что Крым многонациональная территория, в этом году не было ни одного желающего сдавать тесты на крымскотатарском языке. На русском языке проходили тестирование 93% зарегистрировавшихся участников. Остальные сдавали на украинском.
Я полагаю, это связано не только с тем, что для большинства жителей полуострова русский язык является родным и преподаётся во многих школах. Это связано ещё и с тем, что в процедуру тестирования были внесены некоторые изменения. Если раньше абитуриент указывал, что выбирает, например, крымскотатарский язык сдачи теста, он получал две тестовых тетради: на крымскотатарском и украинском языках. В этом году что заказываешь то и получаешь. Кроме того, во многих естественных дисциплинах терминология на русском языке даёт абитуриенту больше возможностей при ответе.
- С какими проблемами вы сталкивались в ходе тестирования?
- Серьёзной проблемой я считаю то, что мы получили достаточно большое количество прогульщиков из списка зарегистрированных на ВНО. По стране в целом и по нашему центру в частности цифра приблизительно одинаковая 20% от общего количества зарегистрированных не явились на экзамен. Это много. Учитывая, что по всей стране зарегистрировались 335 тысяч человек, около 60 тысяч не явились. Из-за этого государство понесло серьёзный материальный ущерб. Ведь на прогульщиков были изготовлены тесты, какие стоят денег, с помощью спецсвязи данные тесты были доставлены в пункты тестирования. Я думаю, эта проблема будет серьёзно рассматриваться в Министерстве образования и Украинском центре оценивания знаний.
- Известны ли размеры ущерба в денежном эквиваленте?
- Подсчёт денег не входит в наши полномочия, я просто заостряю внимание на этой проблеме.
Что касается других проблем, то открытым остаётся вопрос об использовании в аудитории запрещённых средств информации, в частности, разнообразных электронных приспособлений: телефоны, плееры, планшеты, наушники и так далее. В этом году из аудиторий было удалено 45 нарушителей, какие пренебрегли правилами и попытались схитрить.
В прошлом 38 человек. Известно также, что с этого года мы использовали металлодетектеры, какие фиксируют факт нарушения. Но ведь техника не стоит на месте, каждый день создаются такие приборчики, какие ни одна рамка не выявит. Проблема заключается в том, что с развитием прогресса мы будем вовлечены в соревновательную гонку, мне кажется, что это не совсем правильно. Поэтому наш региональный центр предлагает следующее решение: абитуриент, который был уличён в использовании запрещённых средств доступа к информации, лишался права не только сдавать данное тестирование, а вообще проходить тесты в этом и в последующие два года. Это существенно дисциплинирует их поведение.
- Были ли какие-то курьёзные случаи во время сдачи тестов?
- Случаи были разные. Абитуриентов выдворяли за всевозможные шпаргалки, о которых мы уже говорили. Некоторые нерадивые ребята просто-напросто забывали паспорт дома, а кто-то вообще приходил не на своё тестирование. Но больше всего запомнился случай в Ялте, когда в регистрационном сертификате были занесены данные и фотография мальчика, а пришла сдавать девочка. Как позже выяснилось, у этого человека довольно специфическая жизненная позиция, и он собирает деньги на изменение пола. Мы его, конечно, допустили, так подмены не было, но тем не менее...
- Расскажите о дополнительной сессии ВНО?
- Я считаю, что это временная, вынужденная мера. Напомню, она предназначена для людей, какие по уважительным причинам (серьёзная болезнь, смерть близких, форс-мажорные обстоятельства) не смогли участвовать в основной сессии. Хотя раньше (те, кто постарше, помнят) никаких дополнительных сессий или экзаменов не было. Абитуриент приезжал в вуз в назначенное время и сдавал всё как положено. Если пропустил, это, как говорится, твои проблемы. Сейчас мы очень часто сталкиваемся с ситуацией, когда абитуриенты предоставляют в регламентную комиссию сомнительные справки о состоянии здоровья.
В диагнозах пишут самое разное, начиная от диареи и заканчивая вросшим ногтем. Значительная часть таких справок проверяется нами, мы делаем соответствующие запросы в Министерство образования, прокуратуру на предмет исследования подлинности этих справок. Часть провалившихся абитуриентов пыталась использовать дополнительную сессию как возможность второй раз участвовать в тестах. Например, по каким-то объективным причинам человека не допустили на тесты, он бежит в больницу и берёт за это же число справку. Затем он несёт её в регламентную комиссию и говорит, что его требуется допустить на дополнительную сессию, таким образом пытаясь нас обмануть.
- В целом как вы оцениваете степень важности и уровень ВНО?
- Мне представляется, что процедура ВНО уже устоялась в обществе, люди воспринимают её как необходимый шаг к получению высшего образования. Это отображается и в законодательных инициативах. Проект закона о высшем образовании уже рассматривался, и во всех представленных вариантах есть пункт, который определяет, что такое ВНО и его роль. Но в этом законопроекте отсутствуют некоторые другие важные аспекты. В частности, я считаю, что требуется определить фиксированные сроки проведения тестов, вне зависимости от того, проходит ли у нас чемпионат Европы по футболу или ещё что-то. Кому придёт в голову из-за подобных причин переносить начало учебного года в школах? Традиционно 1 сентября первый школьный день. Тестирование требуется также зафиксировать, например, с
1 июня. Также считаю, что нам требуется расширять банк тестов, он должен быть максимально большим. Чем больше будущие абитуриенты будут решать тестов на этапе подготовки к тестированию, тем для них будет лучше. При этом сами задания в тестах требуется совершенствовать. Крайне важно делать разные уровни сложности, ведь математика для поступления на физмат отличается от математики в медуниверситет. Может быть, я выскажу крамольную мысль, но считаю, что тест по украинскому языку и литературе требуется разделить на две части. Потому что филологу требуется хорошо знать и то, и другое, а будущему химику достаточно одного языка, чтобы он мог свободно изъясняться, писать, разговаривать и использовать терминологию. А знание украинской литературы важно только для гуманитариев. Тесты требуется делать разноплановыми, разноуровневыми, по специализации. С каждым годом во время тестирования становится всё меньше выходящих из ряда вон событий, меньше жалоб. Люди всё больше привыкают к этой процедуре.
Александр ДРЕМЛЮГИН.
По материалам информационного агентства Крымская правда