После публикации в нашей газете Феодосийский городской суд вынес дополнительное решение, которым внёс уточнения в свой предыдущий вердикт двухнедельной давности. Из-за ошибки, закравшейся в документы в результате простого математического действия, с пенсионерки из Щебетовки могли содрать лишние 25 тыс. гривен. При пенсии 900 гривен Валентине Петровне пришлось бы голодать в течение 30 лет, чтобы рассчитаться за чью-то алчность.
Напомним, как писала наша газета, иск в размере 91876 гривен нашей читательнице предъявил владелец «Ситроена», с которым её «Жигули» столкнулись по дороге из Судака в Щебетовку в июне прошлого года. Месяц назад Феодосийский городской суд удовлетворил претензии пострадавшей стороны полностью, обязав ответчицу выплатить разницу между страховой компенсацией и указанной в калькуляции на ремонт суммой: 37876,44 гривны. Это уже после того, как Валентина Петровна отдала оппоненту все свои сбережения — четыре тысячи гривен.
Однако после детального изучения представленных в суд документов выяснилось, что просчитанная экспертами сумма на восстановление машины оказалась выше, чем фактическая стоимость аналогичного целого автомобиля. Другими словами, за 92 тысячи гривен (что в пересчёте составляет 11, 5 тысячи долларов США) на авторынке вполне можно приобрести абсолютно целый «Ситроен» того же класса и года выпуска. При этом аварийное авто можно легко продать за половину стоимости, «наварив» при этом на чужой беде от пяти до семи тыс. долларов. Такие «поборы» запрещены украинским законодательством, о чём прекрасно осведомлены страховые компании и правоохранительные органы, однако далеко не все граждане страны.
Поэтому обращение пенсионерки из Щебетовки мы не оставили без внимания. Наш корреспондент взял на себя юридическую защиту её законных прав и указал высокому суду на необходимость учесть коэффициент физического износа автомобиля 2008 года выпуска, который составляет 0,364 от его общей стоимости. В результате стоимость восстановительных работ снизилась с почти 92 тыс. до 66 тыс. гривен. Большую часть указанного ущерба пострадавшему возместила страховая компания (50 тыс. гривен), ещё четыре отдала виновница происшествия. Должны были остаться невыплаченными 12 тыс., однако «набежали» судебные расходы, и сумма увеличилась до 13128 гривен. 7 июня прошло внеплановое заседание Феодосийского суда в том же составе: Фемида признала свою «математическую неточность», и такая «мелочь», как лишние 25 тыс. гривен, упали с плеч крымской пенсионерки. При этом в частной беседе с ответчицей судья пояснила, что не является экспертом по автомобилям и не обязана проверять цифры в представленных ей на рассмотрение документах. Мол, за их достоверность отвечают люди, какие данные документы составляют и подписывают.
Однако на этом списывать в архив типичную для многих аварий историю преждевременно. Достаточно посмотреть на фотографию разбитого «Ситроена» из официальных документов автотехнической экспертизы, чтобы понять: не так страшны нанесённые повреждения, как их разукрасили. Любой автослесарь знает: если не пострадал двигатель и не повело крышу, то восстановить машину проще простого. Делают это обычно так: покупают на разборке по копеечным ценам крылья, бампер, ланжероны, капот и прочее, добавляют новые соединения и крепления, собирают, красят и — готово. Скорее всего, именно так и поступил новый владелец пресловутого «Ситроена», который раскатывает на иномарке уже почти год.
Однако в калькуляции к автотехнической экспертизе расчёт сделан по максимуму: стоимость каждой детали значится по самым дорогим расценкам автосалона с учётом всевозможных накруток. Кроме того, речь идёт исключительно об оригинальных запчастях, завезённых на Украину официальным путём с оплатой таможенной пошлины. Знающим людям не стоит объяснять, что, к примеру, свечу зажигания у нас можно купить как за 20 гривен, так и за 200, если есть на то лишние деньги. При этом никто не уточнял, какой «фарш» был под капотом «Ситроена» после того, как автомобиль верно отслужил хозяину четыре года и отмотал по своему спидометру около ста тыс. километров.
Но и это ещё не всё: в калькуляции невооружённым глазом видны явные приписки запчастей и блоков, какие никак не могли пострадать от указанного столкновения. Их более чем на 15 тыс. гривен, а это немалая сумма для человека, живущего на пенсионное пособие. Чтобы очистить дело от накруток, нужна повторная экспертиза. В феврале текущего года суд вынес решение её провести. Однако исполнитель — ЧП «Экспертная компания «Укравтоэкспертиза» — потребовал от Валентины Петровны предоплату в размере 2,5 тысячи гривен.
- Я отказалась платить заранее за ту работу, которую никто для меня не собирается проводить, — говорит пенсионерка. — Дело в том, что машина давно продана, отремонтирована и находится далеко за пределами Крыма, поэтому осмотреть повреждения заново невозможно. А стоит ли платить такую сумму, зная, что за большие деньги тебе выдадут копию старой экспертизы, в которой в лучшем случае поменяют местами слова.
И всё-таки на пути к истине экспертиза необходима. В частности, даже несколько лет спустя суд вправе затребовать у второго участника аварии чеки и выяснить, сколько же именно он потратил на восстановление своего автомобиля. Увы, так далеко украинское правосудие не заходит. А вот у страховых компаний такой момент должен вызвать интерес. Как, впрочем, и у виновной стороны, с которой за одну ошибку дерут три шкуры.