Дом мастера открыт каждому, кто пришёл с миром
Крымский художник Виктор Бабанин давно известен на Украине и за её пределами. Добрый, весёлый человек один из символов автономии, создавший себя сам упорным трудом и талантом. Его имя зазвучало в начале 90-х и до сих пор остаётся популярным между ценителей современного искусства.
Любовь к небу со службы в армии
Громкие выставки и эпатажные выходки в его жизни позади. Сейчас мастер работает в симферопольской студии, совмещённой с квартирой, на восьмом этаже столичной многоэтажки. Кстати, первым местом работы художника был родной дом в Джанкое, где в пятнадцать лет он стал писать после того, как побывал в феодосийской галерее Айвазовского.
- Привет! Очень люблю гостей, жить без них не могу. Вы вовремя пришли, у меня хорошая новость. Мои зарубежные друзья нашли пятидесятилетнее вино в деревянной бочке размером с комнату. У них возникла идея разместить на этикетке французского напитка мою картину. Презентация пройдёт в конце мая на ежегодной Мюнхенской ярмарке вина, с порога начинает рассказывать художник.
По его словам, к вину, как и к любому алкогольному напитку, следует относиться с уважением и соблюдением «культуры пития».
- Я понял эстетику французского гурманства, когда прекрасное вино сочетается с великолепными элитными сырами. Кстати, есть определённый этикет: когда чокаетесь бокалами, обязательно смотрите в глаза собеседникам. Если взгляд отведён в сторону, это личное оскорбление, вы неосознанно даёте понять: «У меня есть от тебя секреты», поясняет Виктор.
В коридоре висит боксёрская груша для тренировок, тут же стоит уникальная вещь военный мотоцикл в идеальном состоянии, выпущенный немецким концерном «БМВ» в 1941 году. Одно из главных увлечений Виктора «железные кони» и самолёты, поэтому над дверями комнат прикреплены несколько винтов: от вертолёта, спортивного самолёта, мотодельтаплана, парамотора и других летательных аппаратов. В небо он поднимается, когда появляется свободное от творчества время в Коктебеле, Николаевке, Песчаном.
- Эта любовь у меня ещё со службы в спецназе (на моем счету пятьдесят три прыжка с парашютом) в располагавшейся в Старом Крыму части. К сожалению, её расформировали в 2005 году. Большой привет сослуживцам! вспоминает Виктор Бабанин.
В детстве мечтал попасть в Париж
В главной комнате на стенах десятки картин, на полках и столах краски, кисточки, часы, очки, гипсовый слепок правой руки художника, японский телефон времён Русско-японской войны, приборы из спускаемого космического аппарата, авангардные скульптуры, старинные фотографии из альбома бабушки. Отдельно висят настоящие каракулевые папахи, подаренные друзьями, одна из них длинная, конусовидной формы от лидера молдавской рок-группы «Zdob si Zdub» Романа Ягупова, в которой он выступал на «Евровидении» в Германии. Возле стен четыре печатных станка для литографий, офорта, монотипий, а также старый шкаф.
- Данный буфет достался мне от бабушки, сколько ему лет одному богу известно, сам его реставрировал, красил, добавлял металлические детали. Таких кухонных шкафов уже нет. Все отделения открываются, доски для нарезки выдвигаются. Найти в нём можно всё, что угодно: вот, к примеру, макет нагана 1938 года.
У нормального джанкойского пацана должен быть наган, мотоцикл «БМВ» и поездка в Париж и тогда жизнь удалась, уверен Виктор Бабанин.
Его главная детская мечта стать художником и побывать во Франции осуществилась. В 1990 году, стоя на Эйфелевой башне и глядя вниз, на город влюблённых, он думал об одном: «Жаль, что рядом нет пацанов. Обидно!».
В родной для Виктора джанкойской школе №6 в его грёзы о будущем не верили и не понимали увлечения живописью, поэтому выгнали после восьмого класса.
- Получилось смешно. В 2002 году я стал лауреатом премии Совета министров АР КРЫМ и на школе положено повесить табличку вроде «В этом здании с 1970 по 1978 год учился лауреат премии художник Виктор Бабанин», дескать, вот лучший ученик. Учителя, наверное, получили инфаркт и пили валидол, когда об этом узнали. Думаю, я вместе с моим другом, владельцем авиакомпании, прилечу на голубом вертолёте на последний звонок, чтобы водрузить на здание памятную доску и раздать детям эскимо, делится секретом мастер.
Купил камеру Тарковского у завхоза
На счету Виктора Бабанина организация и участие более чем в семидесяти выставках на Украине, в России, Литве, Германии, Франции, Италии, Швейцарии, США. Художник проиллюстрировал книги Василия Аксёнова, Беллы Ахмадулиной, Александра Коротко, Александра Ткаченко, Валерия Чепурина, Владимира Грачёва и других авторов. Несмотря на многочисленные приглашения остаться жить за границей, он всё равно возвращался на родину.
- Я же люблю остров Крым! Мне предлагали работу в Италии вести изостудию для детей сотрудников посольства России, разместившегося на римской вилле царского промышленника Абамелек-Лазарева. В 1992 году я три месяца жил в том же номере, где и великий режиссёр Андрей Тарковский, когда в 80-х работал над фильмом «Ностальгия». Познакомился со всем обслуживающим персоналом виллы. Её завхоз долгие годы хранил большую коробку оставленных Андреем Арсеньевичем вещей: рукописи, сценарии, фотографии, зарисовки, книги. Между прочего кинокамера «Нева», которой Тарковский снимал свою дипломную работу короткометражную ленту «Каток и скрипка». Чтобы заполучить аппарат, я купил на известном блошинном рынке «Порта Портезе» обычную итальянскую камеру за несколько долларов и обменял её у завхоза на камеру режиссёра. Тем самым спас данный раритет от утилизации, что после определённого срока хранения невостребованные вещи списывались и отправлялись на помойку, рассказывает мастер.
Кроме того, на римской выставке крымских художников у него три работы на библейские темы купил атташе по культуре Ватикана для музея Святого престола. Через некоторое время Виктор Бабанин получил от папы римского Иоанна Павла II благодарность и благословение на дальнейшее творчество в христианском направлении.
- Родина наша планета Земля. Если ты и пытаешься убежать от проблем, какие есть у тебя здесь, то тебе никогда не получится этого сделать. Гармония может быть только здесь и сейчас. Убегая от проблем, ты не уйдёшь от самого себя ни в Америке, ни в Германии, ни в Зимбабве. Ты поменяешь декорации, а суть твоя навсегда останется и от неё не отвертеться. Мы должны достигать гармонии в том месте, где постоянно живём и создавать там маленький рай. Зачем куда-то ломиться? Здесь светит то же солнце, идёт тот же дождь, текут те же реки. Человек должен каждый день выходить на улицу и говорить: «Господи, вселенная!
Я живу, я избранный!». Если будет такое отношение к жизни, то люди будут счастливы, продолжает рассуждать мастер о том, почему живёт в Крыму.
«Во дворе до сих пор ищут сбежавшего удава»
В своё время власти пытались мешать работе. В 1999 году Виктор Бабанин готовился к выставке в Вильнюсе (организатором был литовский дипломат Дэнис Баблус). Перед поездкой он пришёл в свою прежнюю симферопольскую мастерскую в Старом городе. А сотрудники жилищно-эксплуатационного объединения опечатали небольшую комнату, начали угрожать: «Мы забираем у вас помещение». После вмешательства прессы конфликт разрешился, журналисты пошли к начальнику жэо и прямо сказали: «Этим человеком требуется гордиться, а вы отнимаете у него мастерскую».
- Задрипанный двор в центре Симферополя классное место, очень его люблю, живут хорошие люди. Представляете, сражение за квадратные метры. Пришли шариковы и швондеры, чтобы всё отобрать и поделить, возмущён художник.
Он живёт по принципу «твори добро и тебе сторицей воздастся», поэтому никогда никому специально не делал зла.
- Любое дело как бумеранг: его запускаешь, и рано или поздно оно к тебе вернётся. Я дарю людям произведения искусства, а они мне интересные и нужные для жизни вещи. Это нормальные человеческие отношения. Мы живём в социуме и любое благо или зло получаем исключительно от людей. Ведь нас в спину не укусит лошадь, собака не нападёт, если её не дразнить, змея не ужалит, пока на неё не наступишь. Я весной боюсь в лес ходить, чтобы не раздавить муравьёв. Надо быть внимательным к этому миру и прежде всего к людям.
Каждый приходящий ко мне человек получает в подарок картину. Меня спрашивают: «Тебе не жалко раздаривать тысячи долларов, ведь на них можно заработать?». Однако ведь я дарю не деньги. Если я могу нести свет и добро, то мне легко расставаться со своими картинами. Что ещё можно отдать в этом мире? Разве можно вещи забрать в мир иной? Ничего с собой не унесёшь, всё останется тут.
Впрочем, места для шуток также хватает. Как-то Виктор пригласил в студию владельца экзотических животных, выставку которых проводил в одном из кинотеатров крымской столицы. С собой мужчина принёс в сумке жаб, ящериц и змей.
- Мы с ним посидели, пообщались. Затем я с удавом выходил на улицу. С ним весь двор фотографировался. Потом я снова вышел и зарядил прикол: «Вы удава не видели? Он сбежал, и теперь не можем найти». Сказал это и вернулся в мастерскую. Снова вышел проводить знакомого. Стемнело, а по двору сумасшедшее движение людей с фонариками удава ищут. Меня спрашивают: «Змею не нашли?». Я отвечаю: «Нет, однако вы знаете, это была самка удава? Она должна скоро яйца отложить, теперь по всему двору удавчики будут кишеть». Что началось: крики, охи, ахи... Жильцы двора до сих пор в поисках змей, боятся, перестали ходить в туалет вдруг вылезет удав, смеётся Виктор Бабанин.
Табуретка за десять тыс. долларов
Своё место в квартире, на балконе, занимает расписанная красками табуретка, превратившаяся из обыкновенного предмета быта в произведение искусства.
- Это солдатский табурет, побывавший в Австралии, я его возил на несколько выставок. Во время одной из них, в Москве, я в шутку попросил за неё десять тыс. долларов. Хотя картины там стоили по двести или триста долларов я же не стал мелочиться, так как думал, что её всё равно никто не купит. Через некоторое время мы приехали на закрытие выставки, а мне охранник говорит: «Слушай, приходил новый русский со своим сыном, который захотел твою табуретку по полу вертелся, кричал, ногами и руками сучил. Мужик предложил только восемь тыс. долларов, больше с собой у него не было. Я не продал, потому что она стоит десять тыс. долларов». Я как услышал, пальцем у виска покрутил и ответил сторожу: «Ты что, не мог продать за восемь тысяч? Да я тебе половину отдал бы! Ты профукал четыре тысячи баксов!». Оказалось, нувориш приходил за табуретом несколько раз и получал отказ от охранника.
С тех пор табурет, побывавший в Австралии, не продаётся. Впрочем, готов его отдать за десять млн. долларов они пойдут на создание в Крыму художественной школы и Музея современного искусства, стеклянное здание которого размещу на набережной Салгира и над самой рекой, мечтает Виктор Бабанин.
Алексей ЛОХВИЦКИЙ.
По материалам информационного агентства Крымская правда