Члены «Единой России», входящие в президентский совет по межнациональным отношениям дружно опечалились тому, что невозможно назвать население РФ «единой нацией». А формулировка «многонациональное население», по их мнению, «слишком обезличена». Неискушенные в политологии и этнографии партийцы нашли подсказку у бывших нацболов и «евразийцев» – поклонников Льва Гумилева: крайне спорное понятие «политической нации». Эта формулировка, по мнению «единороссов», сыграет роль волшебной палочки, одним взмахом разрешив все межнациональные проблемы через признание ельцинских «дорогих россиян» – новой и единой нацией.
Сегодня, 19 февраля Совет при президенте по межнациональным отношениям обсуждает возможность разработать и принять «Декларацию национального единства народов России». Инициаторами стали члены ЕР. В сегодняшнем заседании совета участвуют президент РФ Владимир Путин и руководители президентской администрации: замглавы Вячеслав Володин, помощник президента Юрий Трутнев. а также несколько министров ― образования и науки Дмитрий Ливанов, культуры ― Владимир Мединский, регионального развития ― Игорь Слюняев, вице-премьер Дмитрий Козак и глава ФМС Константин Ромодановский. В обсуждении понятия «российская нация» примут участие лидеры национальных диаспор.
По мнению участника совета депутата Госдумы Алексей Журавлева, «Декларация», предложенная ЕР, должна стать общественным договором и закрепить понятие «российская нация» и «многонациональное население». Через это жители страны, в представлениях «единороссов», должны поверить, что составляют одну нацию.
«Нужно раз и навсегда закрыть тему этнического сепаратизма и шовинистического угара в нашей стране», – цитирует газета «Известия» рассуждения политика.
В преамбуле к Конституции России прописано понятие «многонациональный народ Российской Федерации». В «Декларации национального единства народа России» Журавлев желает закрепить следующий тезис: «Народ Российской Федерации (политическую нацию России) составляет многонациональное население Российской Федерации – все граждане России, являющиеся носителями русского языка, культурных, духовных, морально-этических и социально-государственных императивов, присущих многонациональной российской цивилизации». Декларацию предлагается принять на референдуме 4 ноября 2017 года, к юбилею Октябрьской революции, как ответ на большевистскую Декларацию прав народов России.
«У нас много национальностей, тем не менее нация одна. Один народ» – авторитетно заявил политик Алексей Журавлев, ранее не замеченный в профессиональных исторических, политологических или этнографических изысканиях. Бывший член партии «Родина», а ныне – депутат Госдумы от Воронежской области и член ЕР. На сайте воронежского отделения партии указано, что Журавлев, и вправду, не историк, а патриот-любитель – начинал карьеру с должности мастера в Конструкторском бюро химавтоматики, затем «поднялся» в политику через ВЛКСМ, где занимался «экономическими вопросами».
Термин «политическая нация» Журавлев и его коллеги по партии и Совету по межнациональным отношениям восприняли как «золотой ключик», открывающий несчастному и «обезличенному» «многонациональному народу» дверь в счастливое будущее «нации россиян». «Ключик» был, очевидно, «подсказан» партийцам нынешними последователями «великодержавного постмодерниста» Александра Дугина – неоевразийцами. Данные же, в свою очередь, почерпнули идею у Льва Гумилева, этнотеории которого считаются историками и политологами, мягко говоря, излишне экстравагантными.
Напомним, в строгом смысле, политология, втч. западная, не оперирует понятием «политическая нация». К примеру, Оксфордский словарь предлагает однозначную трактовку понятия «нация»: «Совокупность людей, объединенных общим происхождением, историей, культурой или языком, населяющих определенное государство или земли».
Другие англоязычные словари дают более широкое определение «нации», тем не менее не менее исчерпывающее: «Сообщество людей, с общей культурой, традициями, историей и (как правило) языком, проживающих рассеянно или в границах одной страны. К примеру, Великобритания является страной, населенной людьми четырех национальностей: англичанами, ирландцами, шотландцами, валлийцами. Термин «нация» обозначает определенную группу людей, термин «страна» подчеркивает физические размеры и границы географического района, а «государство» – обозначает политическое образование». Другими словами, все альтернативные представления о том, что такое «нация» – являются маргинальными, или, как максимум, гипотезами в рамках различных идеологий.
Современные неоевразийцы «дугинского разлива» считают, опираясь на Гумилева и некоторых «левацких» исследователей из числа европейских политологов, что нация – это искусственное образование, сконструированное интеллектуальными элитами на основе идеологии национализма. По их мнению, нация – это то, что существует лишь в воображении «рационально мыслящих индивидов» в силу того, что они идентифицируют себя определенным образом. Последователи этой точки зрения, отвергнув представление о нации, как о фундаментальном явлении, открывают безграничные возможности для спекуляций этим понятием.
Например, для сторонников этих теорий стало возможным использовать понятие «политическая нация». В самом широком смысле данный термин употребляется для описания единства политической активности населения страны. Например, чтобы показать, что большая часть населения является политически ангажированной, активно поддерживая действующего президента. После недавних парламентских и президентских выборов в ЕР, видимо, считают обоснованным использовать это понятие в отношении населения РФ.
Кроме того, теории отечественных «великодержавных постмодернистов» или их «левых» коллег из Европы позволяют придать видимость осмысленности и всенародной поддержки таким чисто политическим образованиям, как Евросоюз. В этом случае «политической нацией», так сказать, «общеевропейцами» считаются жители стран, входящих в ЕС.
Аналогичную механику «единороссы» решили испробовать в российском политическом поле. Правда, заявления «Россия – мононациональное государство» и «народы России должны договориться о том, что составляют одну нацию» – равноценны заявлению, что мононациональным образованием является Евросоюз и французы, бельгийцы, германцы, итальянцы и прочие «должны договориться о том, что составляют одну нацию». Впрочем, брюссельские политики выдавали и не такие перлы, их российским коллегам есть чему поучиться.
В предложениях «единороссов», входящих в президентский совет по межнациональным отношениям? прослеживается ещё одна любопытная тенденция: вера политиков в магию, и в частности, в «законы подобия и распространения». Африканские аборигены верят, что если выкопать ямку и полить её водой в рамках определенного ритуала, то можно вызвать дождь. Российские законодатели своими инициативами демонстрируют схожую убежденность: если назвать «космополитический гуляш», которым является население РФ, «единой нацией», «россиянами», то это магически разрешит все межнациональные проблемы. Впрочем, магия не сработала даже у кота Бориса, долгие годы убеждавшего «дорогих россиян» сплотиться и единой нацией перейти на искусственный кошачий корм.
По материалам информационного агентства nr2.ru