Два ведущих научных учреждения Крыма попали под казенную оптимизацию. Крымский институт последипломного педагогического образования, ведущий свою историю с 1939 года, и не менее почтенная возрастом Крымская астрофизическая обсерватория попали под реорганизацию ради экономии бюджетных денег.
На прошедшем 11 февраля заседании Совета Министров автономии члены правительства утвердили преобразование Крымского республиканского института последипломного педагогического образования (КРИППО) в центр с аналогичным названием. Проект был подготовлен Министерством образования и науки Крыма, что в журналистской среде было истолковано, как месть нынешнего министра Натальи Гончаровой своему прежнему сопернику в борьбе за кресло, ректору КРИППО Александру Рудякову.
Однако со стороны руководства Совета Министров причина была названа другая – оптимизация ради экономии бюджетных средств. По словам премьера Анатолия Могилева, ежегодно республиканский бюджет тратит на содержание института 8 млн гривен, при том, что в Столице Крыма есть два вуза, занимающихся подготовкой учителей – Республиканское высшее учебное заведение «Крымский инженерно-педагогический университет» и Таврический национальный университет им. Вернадского.
«У нас есть ТНУ, есть инженерно-педагогический, зачем нам иметь ещё третий? – аргументировал премьер. – Нам надо думать над оптимизацией всех наших расходов, потому что мы не настолько богаты, чтобы содержать такую громадную систему образования».
Попытки главы профильной комиссии Верховного Совета Крыма Валерия Косарева апеллировать к 70-летней истории института, его роли в деле повышения квалификации учителей, издания важных для Крыма учебников, методичек и пособий на русском языке, не возымели результата.
«Реорганизация и оптимизация – возражений нет. Однако данный институт звучал и звучит на всю Украину, и его нужно, по моему мнению, оставить, – заявил Косарев. – Я согласен, там штата больше, чем в Министерстве образования. Думать о сокращении, однако сам институт оставить, а не снижать его статус до центра».
Эти доводы Могилёв оставил без внимания. В центре педагогического образования, по его словам, останутся методисты для разработок учебных пособий, и курсы для завучей и директоров.
«Давайте мы данную риторику отложим, что там учебники издаются – будет там, кому издавать учебники. Надо думать над оптимизацией и жить по тем деньгам, какие у нас есть», – отрезал премьер.
Уже на пресс-конференции по итогам заседания Совета Министров он напомнил, что в Крыму насчитывается 95 вузов и уровень образовательных услуг в них оставляет желать лучшего. А базовым для подготовки педагогов является Крымский инженерно-педагогический университет.
«Получать второе образование, кто хочет, вперед, в университет или институт. А мы тратим на это порядка 8 млн гривен в год. Это $1 млн», – подчеркнул Могилёв и уточнил, что расходы на центр будут в 2-3 раза меньше.
«Нет смысла держать ещё один институт, который имеет учёный совет для написания диссертаций, – подытожил премьер. – Все нацелено на одно – на оптимизацию управленческих структур».
Уже на следующий день коллектив института последипломного образования заявил о намерении оспорить в суде решение Совета Министров о его ликвидации. А пока сотрудники ищут защиты у председателя Верховного Совета Крыма Владимира Константинова, так как решение о ликвидации КРИППО будет вынесено на заседание Верховного Совета Крыма, и у президента Украины. Хотя Могилёв упомянул, что на ликвидацию института получено «добро» министра образования Украины Дмитрия Табачника.
В другой раз фамилия главы Минобораза всплыла в связи с реорганизацией Крымской астрофизической обсерватории, которую решением Кабмина присоединили к Киевскому национальному университету им. Т.Г. Шевченко. Последующие акции протеста астрономов и их требование передать КрАО в состав Национальной академии наук Украины Могилёв также обсуждал с Табачником, и результатом разговора стала поездка в Крым представителей министерства и университета.
«Я вчера разговаривал с министром Табачником и по моей инициативе данные люди приезжают. Потом я предложу им проехать в обсерваторию и с научным персоналом это все обсудить, а потом провести пресс-конференцию», – сообщил премьер.
Он добавил, что обращение коллектива обсерватории с предложением присоединить их научное учреждение в НАН получил «буквально сегодня», однако при этом успел обсудить данный вопрос с министром.
«Я данную задачу озвучил Табачнику и он, в принципе, не против. Однако давайте уже представители университета и учёные обсудят данные вопросы, – предложил Могилёв. – Это в большей мере парафия учёных, где разумнее проводить те или иные исследования. Тем более, что наука фундаментальная, имеющая большую перспективу и финансовые вливания. Приедет проректор, я с ним это все обговорю».
Результаты переговоров журналистам сообщили в тот же день. На пресс-конференции представители украинского Минобраза, киевского университета и обсерватории в один голос заявили – ни о каком пересмотре решения речь не идёт. КрАО как самостоятельная структура не способна себя обеспечить, и при наличии научного и технического потенциала только клянчит деньги из госбюджета, тогда как задача перед исследовательскими институтами стоит другая –зарабатывать самостоятельно.
По словам директора департамента научной деятельности Минобразования и науки Украины Александра Якименко, решение Кабмина присоединить Крымскую обсерваторию к Киевскому университету им. Шевченко стало результатом поиска эффективного использования потенциала учреждения.
«Наука также должна зарабатывать деньги. Просто исходить из того, что бюджет все решит и все дырки закроет – это не правильно», – акцентировал представитель Минобразования.
Он подчеркнул, что в КрАО привыкли к бюджетному финансированию, тогда как государство выделяет деньги на конкретные научные проекты. Крымские астрономы в конкурсе национальных проектов не участвуют и за прошлый год заработали на науке всего 50 тыс гривен и ещё 2 млн гривен на коммунальных услугах для своих же сотрудников, проживающих в академгородке обсерватории в поселке Научный.
«Это не те средства, какие достаточно как дополнительный источник финансирования, – подытожил Якименко. – Вопрос стоит в оптимизации бюджетных учреждений».
Оптимизация за счёт присоединения к Киевскому университету, по словам его проректора Сергея Выжвы, позволит Крымской обсерватории участвовать в проектах, на которых вуз уже зарабатывает, и включиться в другие благодаря его менеджменту. В пользу этого Выжва привел цифры: бюджет университета составляет 1,7 млрд гривен в год, плюс к этому за предоставление образовательных услуг вуз зарабатывает по 380 млн гривен. Статус исследовательского позволяет университету тратить на научные работы 93 млн гривен.
«Для исследовательских университетов ставится задача, чтобы на каждую 1 гривен из государственного бюджета мы должны зарабатывать минимум 50 копеек, – подчеркнул проректор. – На фундаментальной науке зарабатывать очень сложно, однако есть международные гранты, и КрАО имеет большой потенциал для их привлечения, используя связи университета».
Связи между учеными астрономической обсерватории университета и крымскими астрофизиками, совместное участие в ряде проектов по изучению физики Солнца и космических лучей, а также мировые традиции включения крупных астрономических и астрофизических обсерваторий в состав ведущих университетов, по словам Выжвы, позволяют повысить уровень КрАО до международного центра.
«У них одна проблема, что они работают в области астрономии и астрофизики. А университет планирует сюда подключить ещё и образовательную программу и сделать КрАО центром подготовки астрономов и астрофизиков Восточной Европы», – считает проректор.
Перспектива не только в привлечении грантов ЕС, а и в использовании материальной базы для непрофильных исследований. Так, обсерватория в Киеве занимается исследованием загрязнения воздуха, а лаборатория в Симеизе вполне могла бы заниматься вопросами сейсмоактивности.
«КрАО один из лидеров в своей отрасли. Однако астрономов и астрофизиков мало. А выигрыш университета в междисциплинарных исследованиях, какие дают источники финансирования», – констатировал Выжва.
При этом киевская обсерватория насчитывает 30 научных сотрудников, а крымская – 92. Всего в штате КрАО 327 человек, и каждому придется написать два заявления – об увольнении из обсерватории и принятии на работу в университет. Итоговую разницу проректор не уточнил, сообщив, что штатное расписание руководство обсерватории будет разрабатывать самостоятельно, согласно финансированию.
Со слов замдиректора КрАО Кирилла Антонюка, на данный год обсерватория получит две трети от прошлогоднего бюджета – 7,9 млн гривен. Средств на оплату коммунальных услуг и электричества хватит на 1,5 месяца, а если электроэнергию обрубят за долги, уникальные телескопы, из которых 7 входит в национальное достояние Украины, станут бесполезным утилем. В прошлом году КрАО пришлось самостоятельно оптимизировать штат сотрудников, чтобы избежать отключения электричества. В итоге коллектив принял решение обратиться в профильное министерство с просьбой присоединить обсерваторию в НАН Украины. А вместо этого получил распоряжение Кабинета министров о переподчинении Киевскому университету им. Шевченко.
«К сожалению, было принято решение о реорганизации обсерватории. Сейчас мы находимся в состоянии этой реорганизации. Финансирование оставляет желать лучшего. Очень бы хотелось, чтобы в результате этих всех действий Крымская астрофизическая обсерватория не потеряла себя как ведущую организацию и смогла дальше принимать участие в исследованиях», – выразил мнение астрофизиков Антонюк.
Он напомнил, что в СССР Крымская обсерватория строилась как академгородок, последний телескоп на её территории построили в 80-е годы. Поддерживать оборудование в рабочем состоянии удается за счёт участия в международных проектах и личных грантов учёных. И сейчас Крымская астрофизическая обсерватория участник многочисленных международных исследований. Любое сокращение, смена тематического направления и переориентация исследований навсегда уничтожат собранную астрономами мирового уровня научную базу.
«Мы сейчас обязаны выполнять распоряжение Кабинета министров, независимо от того, устраивает это или нет», – констатировал Антонюк.
Объясняться с зарубежными партнерами крымским астрофизикам сложно. Ответные обращения российских учёных к руководству Украины с просьбой присоединить Крымскую обсерваторию к НАН спускаются в Минобразования и Киевский университет, где свою точку зрения менять не собираются – обсерватория должна зарабатывать. И хотя чиновники отрицают возможность сокращения территории КрАО ради экономии, государственные акты на землю в поселке Научный, Симеизе и Кацивели получены ещё в советское время, что при реорганизации обсерватории может привести к потере гектаров в привлекательной курортной зоне. Тем более, если астрофизические исследования перестанут быть приоритетными.
По материалам информационного агентства nr2.ru