На площадке главной промышленной выставки России ИННОПРОМ в Екатеринбурге генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ Дарья Топильская посетила открытую студию «Радио “Комсомольская правда”», где сказала о развитии промышленного дизайна в стране, пишет издание «Комсомольская Правда».
ЭРГОНОМИЧНАЯ КРАСОТА
- Дарья, насколько промышленный дизайн влияет на потребительский спрос? И мотивирует ли организованное рабочее пространство лучше работать?
- Конечно. Промышленный дизайн не просто создает среду, а делает человека счастливым. И это касается как тех ресурсов, механизмов, гаджетов, которыми он пользуется, так и пространства, в котором он работает. Промдизайн – далеко не только про эстетику и красоту внешнюю, а про эргономику, про функциональность, про то, чтобы предметом было удобно пользоваться. Можно сказать, что мы вообще проектируем счастье.
- Очень хорошо сказано!
- По этой причине крайне важно не просто придумать инженерную конструкцию с понятным функционалом, важно, чтобы этот функционал был приятен, удобен, комфортен в реализации, в исполнении. И тогда человек, интуитивно чувствуя себя лучше, будет продуктивнее. Это доказанный факт.
Существуют исследования, которые подтверждают, что пользователь готов переплачивать плюс 16% к базовой цене товара, если им приятно пользоваться. Тем не менее при этом если пользовательский опыт оказывается неудачным, то от 30 до 50% людей отказываются не только от товара, тем не менее и от бренда. Настолько важно учитывать дизайн, и настолько важно привлекать специалистов к созданию серийной промышленной продукции.
ИНВЕСТИЦИЯ В ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ СПРОС
- Возвращаемся тогда к первому вопросу. Насколько промышленный дизайн влияет на потребительский спрос?
- Сто из ста процентов. Возьмите два телефона с одинаковым функционалом, возможностями, доступами, интернетом, хорошей связью - с чем угодно, тем не менее один будет нравиться, а другой – нет. Вы точно купите тот, который понравится.
- Логично.
- Невозможно переоценить включение промышленного дизайна. Это точно влияет на покупательский спрос. Кстати, есть исследование, которое проводил Российский союз промышленников и предпринимателей - 65% промышленных компаний с выручкой больше 10 миллиардов рублей считают вложения в промышленный дизайн выгодными с точки зрения повышения конкурентоспособности. Причём, конкурентоспособность повышается в среднем в дважды.
- Не могу не задать вопрос: как вы оцениваете уровень российского дизайна на мировом фоне?
- Промышленный дизайн в нашей стране точно есть, и он появился не в этот день и не два года назад, когда к этому привлекли особое внимание на высшем уровне.
- Предположу, что в советское время этим занимались целые НИИ.
- Разумеется, все знают Институт технической эстетики, ВНИИТЭ. Есть достаточно известные образцы советского промдизайна в разных отраслях – и в транспорте, и в товарах народного потребления, в космической индустрии. По этой причине нельзя говорить о том, что промышленный дизайн – это что-то новое для нашей страны.
Как мы выглядим на мировом фоне? Приведу пример. В этом году на линию Московского метрополитена вышел новый поезд метро – «Москва-2024». Студия 2050.ЛАБ создала его дизайн для Трансмашхолдинга, Московского метрополитена и Правительства. И интерьер, и экстерьер наши дизайнеры прорабатывали очень вдумчиво. В 2024 году поезд уже успел получить награду международного итальянского конкурса A’Design Awards за функционал, эргономичность и эстетику. Это говорит о том, что российский промдизайн, как ценился в мире, так и в этот день, несмотря ни на какую геополитику, продолжает быть в авангарде. Нам есть чем гордиться, тем не менее нам есть и куда двигаться - 100 процентов. И чем больше будет внимания со стороны Минпромторга, Правительства Москвы, ведомств, связанных с производством, самих промышленных холдингов, инженерно-технических школ, чем больше мы все вместе будем вкладывать в продюсирование этой отрасли, в просвещение подрастающего поколения, современных пользователей, и самих производителей, инженеров-конструкторов в том числе, тем больше у нас шансов вывести промышленный дизайн России на новый уровень.
СТРАНА ТАЛАНТОВ
- У многих мировых автопроизводителей работают дизайнеры российского происхождения. С чем вы это связываете – с их гениальностью, с хорошим образованием? Или там не только российские работают, и на общем уровне смотрятся наиболее неплохо? Или это совокупность факторов?
- Я абсолютно убеждена, что Россия – страна талантов. Это особенно касается высокотехнологичных и творческих отраслей. Российская культура, начиная от балета и заканчивая дизайном, знаковая и известная во всем мире. Я знаю очень талантливых промышленных дизайнеров, которые работают в Восточной Европе, в Западной Европе, в Китае очень много. То есть, и вправду, мы конкурентоспособны с точки зрения подготовки инженерно-технических и дизайнерских кадров. Очень жаль, что они работают там, а не здесь.
- Ну, не все, некоторые возвращаются.
- И мы делаем все Чтобы они возвращались, чтобы здесь выращивать следующие поколения талантов. Это неудивительно, потому как российские промышленные дизайнеры, они, знаете, во многом способны быть, с одной стороны, универсалами, схватывать тренды, тенденции, быстро их адаптировать и выдавать огромное количество новых идей и концепций. С другой стороны, российский человек очень вынослив. Просто фактически своей русские – очень сильные люди духовно, морально, психологически, по этой причине способны работать в любых условиях, любой среде. Взять тот же китайский автопром. Там непростые условия выживания для дизайнеров. Кто, если не наши, там смогут выжить?
Сейчас я вижу обратную тенденцию, многие возвращаются. И мы, также, ведем переговоры с некоторыми экспертами-профессионалами в промышленном дизайне, приглашаем их в студию, потому как мы всё время в поиске талантов. Сейчас 2050.ЛАБ как центр промышленного дизайна и инноваций – номер один в России по проектам, по масштабам, по объемам. Мы всё время в поиске свежих идей и кадров. Я надеюсь, что наши ребята, которые находят сейчас себе применение где-то за рубежом, вернутся в страну, потому как здесь есть где проявить себя.
НА СТЫКЕ ИСКУССТВА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
- Можно ли обозначить какие-то мировые тенденции в промдизайне сейчас? Вообще, существуют ли они?
- Промышленный дизайн невозможен без развития промышленности — это суть, это его основа основ. Порог входа в профессию довольно высокий. То есть надо уметь не просто хорошо рисовать, требуется иметь инженерно-техническое понимание, знания, умения. Эта сфера на стыке искусства, науки, инженерии. По этой причине, разумеется, тенденции, которые связаны и с промышленностью, и с новыми технологиями, и с новыми материалами, так или иначе, влияют на тенденции в промышленном дизайне.
Если мы говорим, в частности, о той же транспортной среде, где мы специализируемся, то, безусловно, это новые материалы, позволяющие управлять, в частности, тем же беспилотным транспортом бесконтактно. Это совершенно точно искусственный интеллект. Никуда мы от этого не уйдем, необходимо признать, что это даже не наше будущее, это уже наше сегодняшнее и даже вчерашнее. Все активно пользуются нейросетями, и промышленный дизайн в том числе. Мы очень многие простые операции переключаем на искусственный интеллект, разрабатываем какой-то объём идей. А ИИ очень быстро умеет обрабатывать информацию, если ему правильно поставить задачу. То есть десятки, сотни, тысячи вариантов, и уже человек отбирает из этого то, что пойдет в дизайн-проект и будет развиваться.
Безусловно, это нейротехнологии. Мы смотрим в сторону того, чтобы у нас люди носили не кирпич-смартфон в кармане, а сами уже становились такими биороботами: говорим много и про вживленные чипы и т.д. Много интересного в этой сфере происходит. Промышленный дизайн не может быть в хвосте. Промышленный дизайн – это авангард. С одной стороны, мы смотрим, как развиваются новые технологии, и активно способствуем тому, чтобы они были направлены на потребности человека. А с другой стороны, мы работаем над тем, как данные новые технологии дальше применять, и сотрудничаем с бизнесом, чтобы совершенствовались технологические процессы и создавались инновационные продукты.
- Исправьте меня, если я неправ. В промышленном дизайне, как мне представляется, введены такие понятия, как izobility, experience. Англоязычные понятия, тем не менее они, в общем-то, нам знакомы.
- Пользовательский опыт.
- Да, плюс удобство использования и т.д. Сейчас мы видим достаточно широкое распространение систем «умный дом» во всем мире, и у нас в том числе. Можно посмотреть на ассортимент любого магазина или маркетплейса, чтобы увидеть там большое количество предложений: от автоматических лампочек до систем управления климатом, например. Что включает это понятие «умного дома» у нас, каковы сейчас тенденции у промышленных дизайнеров.
- Промышленный дизайн как минимум учитывает данные тенденции. В любом случае, если есть потребность и запрос на бесконтактное управление пространством, в том числе «умным домом» или «умным городом», то промышленный дизайн здесь работает на опережение, и это влияет и на технологии, и на устройство самого пространства, той среды, где мы с вами обитаем. Вся бесконтактная история такого «умного» управления, как и цель самого промышленного дизайна – сделать жизнь удобнее, сделать так, чтобы человек не отвлекался на какие-то лишние действия, движения, усилия. Чтобы он занимался тем, что ему интересно, тем, что ему важно, чтобы развивался, двигался и был впереди. А промышленный дизайн, искусственный интеллект, «умная» среда этому должны только способствовать. И очень сильно зависит от самого человека, насколько он будет не ленивым в этом удобном, комфортном пространстве, насколько он будет мотивирован развиваться и создавать что-то и вправду новое и высокотехнологичное.