Людей, которые стоят на учете в психоневрологических диспансерах, но прекратили приходить на регулярные обязательные приемы, смогут лечить принудительно, привлекая для их поиска полицию. При этом сам порядок проведения недобровольной госпитализации остается в России прежним. Об этом в комментарии РИА Новости Крым сообщил заместитель главного врача Севастопольской городской психиатрической больницы, врач-психиатр Александр Пугачев, передаёт «РИА Крым».
Ранее сообщалось, что Минздрав РФ изменил порядок диспансерного наблюдения за пациентами, которые страдают хроническими психическими расстройствами, Чтобы предупреждать совершение такими людьми «социально опасных и противоправных действий». Согласно документу, с 1 марта 2023 года врачи смогут плотно взаимодействовать с полицией и уголовно-исполнительными инспекциями.
О поиске с полицией
Психические заболевания в большинстве требуют постоянного и регулярного, изредка пожизненного, наблюдения (раз в месяц, в квартал и т.п.) и приема назначенных препаратов. Отказ пациентов от визитов к специалисту ставит под угрозу окружающих, уточняет Пугачев.
«Основной проблемой при прохождении диспансерного наблюдения является тот факт, что пациенты далеко не всегда имеют возможность здраво, в силу своего заболевания, оценить свое текущее состояние. И нередко они перестают появляться у участкового врача-психиатра, соответственно, прекращают приём препаратов, что в дальнейшем приводит к ухудшению, дестабилизации их состояния и обострению психического заболевания до состояния, в котором они становятся опасны как для себя, так и для всех, кто их окружает», – сообщил врач.
Со слов Пугачева, внесение изменений в приказ вносит больше порядка в процесс и несколько расширяет функции врачей-психиатров, что упрощает жизнь медикам и самим пациентам, которые в иные моменты «не ведают, что творят».
«У нас до этого была только возможность набрать по телефону, указанному гражданином в амбулаторной карте, или выехать на дом. Изменения позволяют более согласованно действовать с представителями Министерства внутренних дел и прибегать к их помощи Чтобы отслеживать, где находятся наши пациенты и в каком они состоянии», – объяснил Пугачев.
Для примера, такие люди имеют возможность теряться или специально уходить из дома и бродяжничать, в этом случае помощь полиции незаменима, говорит он.
«Участковый оперуполномоченный имеет существенно больше контактов с людьми и может узнать, где данный человек бывает. То есть, мы не говорим что будет так: на улице выцепили, охомутали и привезли на воронке», – подчеркнул врач.
Тем не менее, помощь сотрудников правоохранительных органов может быть оказана в случае, когда «пациент находится в обострении психического заболевания, ему необходимо госпитализация», а принудить его обратиться в больницу медики скорой помощи, довольно часто хрупкие женщины, не в состоянии.
О недобровольной госпитализации
В то же время недобровольная госпитализация, как и прежде, может быть только по решению суда и только в трёх случаях: когда гражданин опасен для себя, опасен для окружающих и когда отсутствие лечения может привести к последствиям существенно худшим, дестабилизирующим его состояние. Если обнаруживается один из вариантов – вызывается служба скорой помощи.
«Предварительно оценив состояние человека, они (врачи) вызывают наряд полиции и в принудительном порядке доставляют его в учреждение. В дальнейшем, если при прохождении психиатрического освидетельствования в приемном отделении психиатрической больницы подтверждается наличие одного из вышеуказанных пунктов – у нас есть двое суток, чтобы подать в суд и по решению суда признать необходимость недобровольной госпитализации», – пояснил Пугачев.
Если такого человека обнаружила полиция, то, соответственно, «скорую» вызывают работники правоохранительных органов, но схема дальнейших действий от этого не меняется, отметил он.
«У нас гражданское общество, и учитывая то, что человек страдает психическим расстройством, он обладает всем набором прав, которые обеспечивает Конституция РФ. И просто так, как раньше говорили, «отправить неугодных »в дурку«» – сейчас такой ситуации нет, и она недопустима. В психиатрическую больницу должны поступать те люди, у которых есть основания для их там размещения», – заключил врач.