Томский районный суд приговорил гражданина К. к 3-м годам ограничения свободы за использование VPN-программы, квалифицировав данное деяние по ст.273 УК РФ (вредоносные программы). Осужденный признал, что с помощью VPN были нейтрализованы средства защиты компьютерной информации, выразившиеся в невозможности однозначной идентификации пользователя и его сетевой активности в сети «Интернет».
Находясь по месту своего проживания в квартире и используя принадлежащий ему персональный компьютер с доступом к сети «Интернет», К. осуществил поиск вредоносной компьютерной программы, выражающейся в невозможности однозначной идентификации пользователя сети «Интернет» и его сетевой активности, в том числе провайдером, предоставляющим доступ к сети «Интернет» и заведомо для него предназначенной для нейтрализации средств защиты компьютерной информации провайдеров, направленных на однозначную идентификацию пользователя в сети «Интернет». Умышленно указанную программу в целях ее последующего использования он записал на SSD диск со своего персонального компьютера, после чего в период с 2018 года по 2020 года, осознавая, что использование данной программы приведет к нейтрализации средств защиты компьютерной информации провайдеров, регулярно осуществлял запуск вредоносной компьютерной программы со своего персонального компьютера, тем самым используя ее. В результате использования гражданином К. вредоносной компьютерной программы были нейтрализованы средства защиты компьютерной информации, выразившиеся в невозможности однозначной идентификации пользователя и его сетевой активности в сети «Интернет», в том числе провайдером, оказывавшим услуги связи, включая доступ к сети «Интернет» по месту жительства гражданина К.
С учетом обстоятельств дела и данных о личности подсудимого, который вину в совершении преступлений признал, раскаялся в содеянном, суд признал гражданина К. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 273 УК РФ, назначил ему наказание в виде 3 лет ограничения свободы. В соответствии с ч. 1 ст. 53 УК РФ установил гражданину К. ограничения: не выезжать за пределы территории муниципального образования «город Томск», не изменять место жительства (пребывания) без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.
А тем временем, Россия заняла третье место в рейтинге масштабов цензуры в интернете, её обгоняют только Иран и Китай
Россия заняла шестое место в рейтинге стран по ограничению свободы в интернете, сообщается в опубликованном ежегодном рейтинге аналитиков Freedom House. При этом по уровню цензуры РФ вошла в топ-3, уступив только Китаю и Ирану.
Следует отметить, что Freedom House — неправительственная организация со штаб-квартирой в Вашингтоне. Её бюджет на 66—80 % посредством грантов финансируется правительством США. Основана в 1941 г. Элеонорой Рузвельт, Уэнделлом Уилки и другими американцами Известна исследованиями состояния политических и гражданских свобод.
Россия опередила по уровню давления государства на интернет Пакистан, Судан, Эфиопию и Белоруссию. Из возможных 100 баллов по шкале свободы пространства РФ набрала только 23.
По данным исследования, интернетом в России пользуются 88% жителей. На 100 человек только 23,3 имеют расширенный доступ, а 89% пользуются связью 3G или 4G.
Намного хуже дело обстоит с ограничением контента, Россия занимает третье место в рейтинге цензуры – на уровне Мьянмы и Бахрейна. Как пишут эксперты, в стране и раньше было множество запретов, но после начала спецоперации условия ужесточились.
Были заблокированы интернет-издания, а также соцсети. Кроме того, были введены штрафы для платформ за отказ удаления контента, нарушающего законодательство.