Откуда появляются недострои, уродующие архитектурный облик Симферополя? Что делать с незаконно возводимыми забегаловками? Предусматривает ли Генеральный план развития крымской столицы застройку исторической части города? На данные и другие вопросы нашей газеты ответил главный архитектор Симферополя Юрий Иванченко.
Построили по правилам?
- Огромное офисное здание на проспекте Победы около кинотеатра «Звезда» неоднократно вызывало протест жителей окрестных домов. Как оно оказалось «втиснуто» в существующую застройку?
- Если такой объект появился, значит, все нормы соблюдены. Заказчик получает изначально разрешение по отводу земельного участка и параллельно выставляет свои намерения эскизный проект здания. Эскизный проект рассматривается градостроительным советом. В данном случае, если объект был построен, такое разрешение было получено. По времени это работа не нашего созыва. Я не участвовал в принятии данного решения так здесь не работал. По соблюдению технических норм, расстояния до соседних домов: если здание построено, значит, они соблюдены. Пожарное расстояние между зданиями согласовывается с МЧС. Самое главное соблюдение инсталляционных норм для существующих квартир: попадание света, инфракрасного излучения и соблюдение нормативной площади земельного участка по отношению к количеству людей, проживающих в этом квартале. За этим строго наблюдают на всех стадиях.
- Однако здание фактически «воткнули» между плотного жилого массива.
- Хочу сказать, что это общепринятая мировая практика. Есть границы города, на самом деле все территории которого застроены.
И есть такое понятие, как уплотнение застройки и размещение дополнительных зданий в сложившейся застройке. Например, в квартале есть определённые территории, какие можно и требуется застраивать. Делается это не для того, чтобы ухудшить застройку, и, конечно, без нарушения действующих норм. Другой вопрос: подключиться к существующим инженерным сетям или, имея высокую плотность застройки, тянуть новые сети, что обойдётся весьма недёшево и скажется на стоимости аренды квартиры или стоимости услуг?
- Если повернуть на улицу Лермонтова, то справа виден недостроенный «исполин». Здание находится впритык к соседним домам. А если, не дай Бог, случится пожар, то как смогут пожарные развернуться на таком тесно застроенном участке?
- Доступ к кварталу не перекрыт, с обеих сторон здания расположены проезды, какие также не перекрыты. Однако за этим зданием во дворе полно металлических самовольно возведённых гаражей и стихийная автостоянка. И как к этому относятся жители квартала? Ещё раз повторю: если здание такого класса существует, значит, оно согласовано на предмет соблюдения технических норм. Думаю, если бы у застройщика были средства, то вместо каркаса там было бы построено здание.
Без царских полномочий...
- Город может забрать здание и передать другому застройщику, который довёл бы его до завершения?
- Увы, нет. В царской России городская дума Ялты заключала с подрядчиком договор о строительстве объекта в жёстко оговоренные сроки. Если подрядчик сроки не соблюдал, он терял право не только застройки, однако и право на само здание. Он должен был передать здание городской думе, причём без всякой компенсации. Однако, к сожалению, на современной Украине таких законодательных норм не существует.
- То есть такие недострои так и будут стоять на улицах наших городов?
- Такие здания стоят в городах годами, однако, увы, нет законодательства, которое бы регулировало процесс завершения строительства или передачи здания в коммунальную собственность. Надеюсь, что данные нормы в законодательстве всё же появятся.
Здание не в парке
- В Детском парке, за кафе «Ретро», возведено белое задние. Это жилой дом? И почему он строится на земле парка?
- Мы изучали данный вопрос, когда застройщик только приступил к рытью котлована. Это не земля Детского парка. Она принадлежит городу. Граница парка проходит по восточной части участка, на котором ведётся возведение. В самом парке, тем более в Детском, никто бы разрешения на такое возведение не дал. Это не жилой дом, а офисное здание с подъездом со стороны проспекта Кирова, поэтому территории для него требуется намного меньше, чем для жилого дома. Перед зданием должна быть автостоянка. Разрешение на возведение этого здания и оформление документов давал предыдущий созыв Симферопольского городского совета. И у застройщика все документы в порядке.
- В Центральном парке культуры и отдыха, около моста через Салгир на улице Шмидта, много лет стоит недостроенное здание. Это земля парка? И если да, то как могли дать разрешение на такое строительство?
- Данный вопрос изучался при разработке эскизного проекта реконструкции парка. Это земля города. Разрешение давал предыдущий состав городского совета. Опять же, вопрос завершения строительства вопрос наличия средств у застройщика.
С привязкой к рынку
- За кольцом на улице Куйбышева, в жилом микрорайоне, питейное заведение расположено рядом с детским садом. Это нормально?
- Город не развивается по идеальным законам градостроительства. К сожалению, есть и такие объекты.
- То есть это нормально с точки зрения архитектуры?
- Архитектура это и культура собственника, и инженерные сети, и финансовые возможности. Бывает, что согласования на объект были одни, а заказчик может построить нечто иное. Скажем, вместо вывески 30 на 30 сантиметров поставили щит 6 на 6 метров. Город с этим борется, следит за такими объектами, однако одновременно привести всё в порядок невозможно.
- В центре Куйбышевского рынка строится многоэтажное здание...
- Градостроительный совет согласовал это возведение. Каркас закончат, и там будет определённый дизайн, который увяжется с окружающими домами.
- Впритык к центральному автовокзалу строятся два огромных здания. Жители расположенных рядом окрестных домов обращались в редакцию с жалобами на это возведение, говоря, что это вредит их домам.
- Опять же, разрешение давал предыдущий состав городского совета. По поводу воздействия на статику существующих зданий: требуется разбираться в ситуации на месте. Вопрос требуется изучать и в ином аспекте: есть такая практика у наших людей использовать площадки нового строительства в личных целях. Они поднимают шум и пытаются использовать средства заказчиков расположенной рядом стройки, например, чтобы последний сделал в их доме ремонт. Разрешения на данные здания даны. Кроме того, в составе проектной документации есть конструктивный раздел и раздел статики. Для этого проводятся инженерно-геологические изыскания с изучением состава грунтов под зданием. Если рядом есть застройка, то в документации оговариваются мероприятия по её сохранению. Это обязательное условие, учитываемое в системе согласований, обязательно изучаемое инспекцией Государственного архитектурно-строительного контроля.
Многоэтажкам приоритет?!
- За Москольцом, неподалёку от бывшего магазина «Богатырь», втиснулась многоэтажка, вокруг которой не видно ни детских площадок, ни зелени. К ней даже нормально подъехать сложно.
- Эта высотка там будет не одна. Во всяком случае на уровне эскизных проектов это согласовано. Насколько я знаю, у высотки имеется внутренний подземный паркинг. По поводу детской площадки, она была предусмотрена документацией. По всей видимости, детская площадка и зелёные насаждения ориентированы в треугольнике, выходящем на улицу Киевская. До строительства там была зелёная зона, деревья с газонами.
- То есть вместо зелёных зон многоэтажки?!
- Данные дома строятся для того, чтобы люди покупали там квартиры. Это же не как в Ялте, где огромный процент рекреационного жилья, когда человек из другого города покупает квартиру и несколько лет может там не появляться. Все новые дома в Симферополе заселены постоянно, то есть это жильё востребовано.
Высотки не будет
- Здание на улице Желябова, 20, красивый дом, вокруг которого выросло немало легенд. Одни говорят, что дом якобы принадлежит клубу «Таврия», другие рассказывают, что там живёт кто-то из высокопоставленных чиновников. А что скажете вы?
- Это офисное помещение. Это реконструированное здание. (Ответ управления архитектуры города: заказчик неизвестен).
- И Вправду ли на месте Дома Арендта на Карла Маркса, 25, планируют возвести 9-этажный бизнес-центр?
- По документам, какие имеются у нас, этим зданием владеет фонд «Крым». В 2004 году фонд обратился в управление архитектуры Симферополя с просьбой рассмотреть на градостроительном совете реконструкцию здания по улице Карла Маркса, 25, с приспособлением под Республиканский крымскотатарский музей искусств. Есть решение градостроительного совета одобрить проект реконструкции с приспособлением здания под музей. Учитывая, что объект расположен в центральной исторической части города, он проходит многоступенчатую систему согласований. В последнее время появилась информация в СМИ о том, что на этом месте будет девятиэтажное здание. Заказчик не имеет права вести там никакие строительные работы, тем более по застройке, так у него не оформлен земельный участок, а есть лишь право собственности на отдельное строение. Документы в горсовете находятся на оформление земельного участка для реконструкции существующего здания.
- Однако один из представителей владельца здания заявил, что здание аварийное и, как только будет сделан отвод земельного участка, там сразу же будет вырыт котлован и начнётся возведение девятиэтажной высотки.
- Для меня и специалистов управления архитектуры города, а также Рескомитета по охране культурного наследия и общественности это стало шокирующей новостью. Такое впечатление, что люди не желают действовать в рамках правового поля. Мы попросили владельцев здания представить эскизный проект будущего строительства. Почему? Закон гласит: под купленным зданием отводите землю. Нет вопросов. Метр по периметру, и имеете право получить разрешение, не представляя в обязательном порядке проект реконструкции. Так как заказчик обратился с просьбой оформить весь двор здания и заявляет о реконструкции, мы затребовали предоставить на градостроительный совет проект будущей реконструкции. Владелец не имеет права на этой стадии вести любое возведение, пока законодательно не оформлена земля, даже под самим зданием, и пока нет разрешения инспекции ГАСКа. Так что заявление о строительстве девятиэтажного здания скорее декларация о намерениях. В любом случае всё будет решать градостроительный совет.
Не выше четырёх этажей
- Предусматривает ли Генплан застройку исторической части города и что можно строить?
- В составе Генплана развития Симферополя историко-архитектурный опорный план, в котором сказано, что возведение в центральной части города может вестись не выше четырёх этажей. Возможно увеличение этажности, однако исключительно в зданиях, какие находятся внутри кварталов и не выходят фасадами на центральные улицы. То есть такое здание не должно оказывать визуального воздействия на восприятие исторической части города.
- Однако рядом с домом Арендта находится многоэтажка, которая выходит на улицу Карла Маркса. Как она могла появиться?
- Существуют временные рамки принятия решений. Я говорю о решениях, какие принимались нынешним созывом городского совета с утверждением Генплана Симферополя и историко-архитектурного опорного плана. Однако раз многоэтажка появилась, значит, по ней было принято соответствующее решение, а регламентирующие документы были иными.
Ждём реакции ГАСКа?
- По поводу сооружения, огороженного забором, на перекрёстке улиц Пушкина и Горького. Что там строят?
- Там не должно быть строительства. По документам, какие мы согласовали, там должна быть летняя площадка. Мы обратились в ГАСК, чтобы они приняли меры. Думаю, в итоге город разберётся с этим объектом на основании выводов ГАСКа.
- В центре парка имени Шевченко пешеходная зона, огороженная забором. Местные жители обращались в редакцию с просьбой выяснить, что же там строят.
- Пешеходную зону никто не собирается трогать. В кольце внутри пересечения парковых аллей сооружают православную часовню.
От редакции
Готовясь к интервью со специалистами и руководителями определённых служб, призванных отвечать за жизнедеятельность наших населённых пунктов, журналисты учитывают и вопросы, какие задают читатели. Не знаем, удовлетворены ли читатели ответами в этом интервью, однако у редакции после него отнюдь не осталось чувства удовлетворения. На Самом Деле мы не получили ни одного конкретного ответа на вполне конкретные вопросы. Дипломатичность интервьюируемого, на наш взгляд, заслуживает лучшего применения. А ссылки на предшественников, видимо, просто тонкий ход, позволяющий уходить от ответов.
Но мы продолжим рассказывать нашим читателям о том, как развивается инфраструктура населённых пунктов полуострова, как воплощаются в жизнь генеральные планы их развития.
Алексей ЕРМОЛИН.
По материалам информационного агентства Крымская правда