Из-за небывалой засухи и перекрытия канала со стороны
«братской» Украины, водохранилища на полуострове пересохли. Дожди начала осени не принесли необходимого объёма осадков. Уже больше месяца Симферополь, Алушта, Бахчисарай и прилегающие районы получают воду по жесткому графику. Из кранов порой течет мутная жижа, непригодная для приготовления пищи. Проблемы имеют возможность начаться и в иных городах полуострова. Под угрозой отопительный сезон, ведь для теплых батарей также необходима вода, которой нет. Пока что положение спасала необычайно теплая осень, которая, впрочем, оказалась и почти без дождей, сообщает издание «
Новоросс. info».
Засушливые времена были в Крыму и раньше, к примеру, в начале девяностых. Однако тогда ситуация была легче – нехватку компенсировали поставки воды из Днепра по каналу, который теперь перекрыт Украиной (как и поставки товаров, а также электричества) с 2014 года в наказание за российский выбор крымчан.
Знали ли об этом местные чиновники? Ведь в запасе было шесть лет, когда требуется было предпринимать экстренные меры и по обеспечению водной самостоятельности Крыма. Знали, однако действовали, похоже, как в поговорке про мужика, который перекрестится, лишь когда грянет гром. И вот теперь федеральный центр выделяет миллиардные средства резервных фондов, чтобы избежать катастрофы.
С конца лета, когда стало ясно, что спасительных ливней не будет, а крымские водохранилища стремительно мелеют, ситуацию начали спасать военные. Они срочно возводили трубопроводы для переброски запасов из водохранилищ, расположенных в районах Крыма, где засуха была меньше.
За короткое время силами 300 военных проложен почти 60-ти километровый трубопровод. Он соединил между собой два водохранилища – Тайганское и Симферопольское, и оказал помощь снизить нагрузку на основной резервуар питьевой воды для жителей крымской столицы.
Это настоящая спецоперация, где были задействованы силы трубопроводных батальонов Южного, Западного и Восточного военных округов. Буквально за месяц они развернули магистральный водопровод, протянув его через треть территории полуострова.
Дальше масштабные работы военным предстоят для водоснабжения Севастополя, где также иссякают запасы воды. Армейские спецы построят водозабор на месте впадения реки Бельбек в море, который даст Севастополю дополнительные 50 тыс. кубометров в сутки, а также проложат водопровод из Кадыковского карьера в Чернореченское водохранилище – это даст ещё 15 тыс. кубических метров.
По мнению губернатора Севастополя Михаила Развожаева, помощь военных позволит пройти сложный промежуток времени без введения графика отключения воды в городе.
В целом ситуацию можно сравнить с началом коронавирусной эпидемии минувшей весной, когда точно так же военным строителям экстренно пришлось возводить госпитали по всей России.
«Сейчас в России очень популярна тема волонтеров. В этом смысле самыми главными волонтерами являются не те, кого пиарят по телевидению, в СМИ, а как раз Вооруженные силы. Армия всегда выступает в качестве основного локомотива в решении форс-мажорных задач. Это было в случаях с наводнениями в Сибири и на Дальнем Востоке, при устранении экологических катастроф на Севере, с освоением труднодоступных регионов. В этом смысле пример с водой в Крыму является ярким и положительным», – говорит военный эксперт Института стран СНГ Сергей Горбачев, капитан I ранга запаса.
«Судя по той информации, которой мы располагаем, именно военнослужащие стали основной ударной силой и с точки зрения личного состава, и с точки зрения технических средств, решения оперативных задач по выходу из этой кризисной ситуации. Я думаю, тот опыт, который имеют Вооруженные Силы, в составе которых есть трубопроводные войска, – этот опыт в Крыму ещё пригодится, и свое слово военнослужащие ещё скажут. Я думаю, в этой ситуации армия опровергла известную русскую поговорку, что незаменимых нет. Вот в этом случае армия является незаменимой», – заявил Горбачев.
Военные задействованы в Крыму ещё и потому, что на полуострове помнят, как «буксовали» первые масштабные проекты, начатые после референдума 2014 года – бывшие украинские кадры попросту не умели работать в российских реалиях, тендеры срывались, или же победители конкурсов пропадали с бюджетными средствами, не выполнив контракты.
«К военным обращаются за помощью по одной простой причине – это внутренняя структура, фактически дела, государство в государстве, у которой меньше всего бюрократии в нашей стране. Военные выстраиваются, и все делают быстро без бумажной волокиты, по этой причине они эффективны. Решение проблемы водообеспечения Крыма, естественно, будет. У нас любую задачу, если её требуется решить, её обязательно решают», – отмечает политолог Олег Матвейчев.
Военные привлечены в условиях необходимости безотлагательных мер для спасения Крыма, но в обозримом будущем полное решение проблемы украинской блокады предполагает множество рутинных мер – коммунальщикам придется заменять оставшиеся ещё со времен СССР старые трубы, где при транспортировке из водохранилищ теряется под 40% воды.
«Уже неоднократно говорилось о том, что вся эта проблема должна решаться комплексно с привлечением большого числа самых разных специалистов… Безусловно, военные оказывают большую помощь, однако это не задача военных, а задача всего управленческого аппарата», – соглашается кандидат географических наук Сергей Киселев.
Капраз Сергей Горбачев с иронией напоминает, что в арсенале ведомства Сергея Шойгу есть и такие «трубопроводные батальоны», что способны решить задачу блокады Крыма куда более радикальным способом – был бы приказ.
«У нас шуток много – есть и мемы про «пролив Путина» на американском континенте, танки Жукова в Португалии и так далее. В разные времена подобного рода вещи в полушутливой форме проявлялись. В данном случае проявляется не просто чувство юмора – имеется в виду, что наши Вооруженные Силы способны решить любую задачу», – напоминает Горбачев.
По материалам «ПолитНавигатор»