Музей – это некое сакральное пространство гражданского культа. И стопроцентный дистант здесь невозможен. Его можно применять лишь в качестве временной вспомогательной функции достаточно короткий промежуток времени времени. Музей требует личного присутствия человека, передаёт «Крымская газета».
Тем не менее в условиях карантина мы постарались максимально минимизировать потери. К примеру, завели свой канал в YouTube, сняли несколько тематических роликов, чтобы не прерывать контакты с нашими посетителями. К счастью, у нас была возможность купить оборудование для достаточно высококачественной видеосъёмки. Подготовка роликов установила как новые возможности, так и новые проблемы, с которыми обычно научные сотрудники и экскурсоводы не сталкивались. Нам интересно было их решать.
Однако главная проблема, которая связана с новыми видами онлайн-деятельности, заключается в том, что непонятна их капитализация. Когда посетитель приходит в музей и платит деньги за билет, тут наши отношения очевидны. А как брать деньги в условиях дистанта? По этой причине дистанционную форму работы музея можно применять лишь в качестве временного заменителя на очень ограниченный отрезок времени. И говорить, что дистант поможет нам открыть новые формы работы музея, отказавшись от старых, нельзя ни в коем случае. Это глубоко неверная точка зрения. И петь дифирамбы дистанту я не буду. Да, такая форма работы позволила музею какое-то время пережить, для нас появились определённые новые возможности. Однако очень надеюсь, что возобновления карантина не последует и мы сможем восстановить прежний поток клиентов музея, среди них используя для этого новые возможности дистанта. Что мы и делаем сегодня, соблюдая все медицинские рекомендации.
Сейчас в музее идёт активная подготовка к открытию новой экспозиции «Крым в годы Великой Отечественной войны». В сентябре планируем завершить работу и открыть новый экспозиционный зал. К счастью, в июле-августе поток клиентов музея возобновился. Потому, что наш музей – бюджетная организация, к счастью, мы избежали тех проблем, с которыми столкнулся частный бизнес и музеи также.
Тем не менее последствия карантина ещё ощущаются. После работы в дистанте у некоторых наступила своего рода творческая «спячка». Все наши проекты межмузейного сотрудничества, в частности, с тем же музеем Истории Санкт-Петербурга сейчас остановлены. Им надо искать замену. В условиях, когда массовые мероприятия не разрешены, также приходится искать возможности, которые позволят музею, а значит, и его коллективу, нормально функционировать. Для этого, на наш взгляд, нужно решить ещё одну немаловажную задачу. Потому, что в статистическую отчётность наши онлайн-мероприятия не входят, было бы неплохо, чтобы были пересмотрены критерии нашей работы и в этом году они были учтены.
Тем не менее мы не прервали связь с нашими посетителями. Если всё будет нормально, то к следующему сезону сможем восстановить поток экскурсантов. Очень надеюсь, что дистант не повлиял на квалификацию наших сотрудников, а наоборот, они получили новые профессиональные навыки, которые позволят музею в следующем году работать более эффективно.
Андрей МАЛЬГИН, генеральный директор Крымского республиканского учреждения «Центральный музей Тавриды».