В мае Керчь отмечает начало героической обороны Аджимушкайских каменоломен. В 1942 году подземные лабиринты превратились в крепость. Пронизывающий холод, полная темнота, нехватка воды, пищи, боеприпасов не сломили бойцов подземного гарнизона. Верные присяге воины вели боевые действия. Почти все участники обороны геройски погибли, передаёт «Крымская газета».
Музей, рассказывающий о подвиге Аджимушкая, – знаковая достопримечательность Керчи. Неразрывную органическую связь с музеем обороны Аджимушкая составляют живописные полотна, выставленные в картинной галерее. Автор работ – Николай Бут (1928-1989), заслуженный художник России.
В 1944 году Николай Бут услышал по радио стихотворение Ильи Сельвинского «Аджимушкай», написанное по горячим следам после посещения каменоломен. Эти пронзительные строки, казалось, проникали в душу, царапали сердце… В 1967 году художник исполнил свою мечту – побывал в Керчи и создал большой цикл, 29 живописных работ, посвящённых подвигу героев Аджимушкая. На полотнах предстают картины повседневной жизни подземного гарнизона. Зритель получает возможность увидеть героические и трагические события Аджимушкайской эпопеи.
Характерной особенностью творчества художника является обострённый психологизм портрета. Создаётся впечатление, что глядящие с полотна несломленные герои 1942 года молча вопрошают ныне живущих: «Ведь не зря всё это было?» Можно сказать, что силой творчества художник Николай Бут сумел исполнить призыв поэта Ильи Сельвинского: «Воспрянь же, в мёртвый погружённый сон подземной цитадели гарнизон!»
Картинная галерея постоянно пополняется. Таким образом, недавно экспозицию украсили материалы, рассказывающие о молодом художнике Александре Чудном – одном из солдат Аджимушкая. Зная о его художественном образовании, командир поручил бойцу оформление боевого листка. Закончив работу, автор, как положено, поместил в углу свою монограмму... Уже в наше время родственники Александра, которые ничего не знали о его судьбе, увидели знакомый знак на фотокопии боевого листка, выставленного в каменоломнях. Связавшись с музеем, они прислали документы, рассказывающие о художнике-солдате.