Честное слово, вчерашняя новость о задержании в Керчи двух несовершеннолетних граждан, готовивших взрывы и массовые убийства в учебных заведениях города-героя, всколыхнула крымское сообщество. Такая реакция не удивляет, так как боль от трагедии, произошедшей осенью 2018 года в Керченском политехническом колледже, не утихает до сих пор, передаёт «Крымское информационное агентство».
Поначалу мне казалось, что это будут два очередных закомплексованных недотепы, которые разобиделись на одноклассников и учителей, что вылилось в очередную попытку колумбайна. Однако информация, поступающая из правоохранительных органов, заставила пересмотреть эту точку зрения.
Во-первых, следственными органами было возбуждено уголовное дело за попытку терроризма, а не за покушение на убийство двух и более человек, что имело место в Керчи в октябре 2018 года. Не вдаваясь в юридическую терминологию, скажу, что отличие терроризма от убийства, как правило, состоит в том, что в первом случае в мотивах преступников непременно присутствует некая идеология, являющая одной из побудительных причин совершения деяния. И в деле задержанных вчера керчан она, увы, присутствует.
Во-вторых, со слов правоохранителей оба подозреваемых были ярыми поклонниками Владислава Рослякова, совершившего массовое убийство в политехническом колледже. В течение длительного времени они были участниками некоего экстремистского интернет-сообщества, в котором активно общались и обменивались мнениями со своими единомышленниками. Вполне вероятно, что именно там они черпали дополнительную аргументацию, мотивировавшую их к незаконным действиям. Также в Сети они нашли и технологию изготовления взрывных устройств, которые впоследствии и сделали кустарным способом.
Все это заставляет предположить, что опробованная несколько лет назад в соцсетях технология «Синий кит», заставлявшая подростков совершать суицидальные действия, вышла на новый уровень и используется для создания в интернете подростковых экстремистских сообществ. Косвенно это подтверждает информация правоохранителей, сообщившие вчера о том, что с 2018 года у нас в стране выявлено порядка 150 таких групп численностью около 50 тысяч пользователей.
— Масштабная пропаганда радикальной идеологии, рассчитанная на психологические возрастные особенности, формирует у подростков антиобщественные настроения и провоцирует их на жестокость. Только в указанный период федеральной службой безопасности предотвращено свыше 50 вооруженных нападений на образовательные учреждения. Пресечена деятельность, в том числе в уголовно-процессуальном порядке, более 260 пропагандистов экстремистской идеологии. Совместно с органами внутренних дел провели профилактические работы среди более семи тысяч подростков, попавших под влияние деструктивных идей, — сообщили в ФСБ РФ.
Такая ситуация не может не вызывать беспокойство, а потому следует самым серьезным образом отнестись к словам президента группы компаний InfoWatch Натальи Касперской, которая 14 февраля на заседании рабочей группы по поправкам к Конституции, предложила внести изменения в ст. 71 Основного закона. Они касаются защиты отечественного цифрового пространства и прав граждан в нем. Полагаю, что в свете вышеуказанных событий, это приобретает особую актуальность. Честное слово.