Термин «народная дипломатия» звучал в Крыму редко. Однако после воссоединения полуострова с Россией и введения санкций это словосочетание прочно вошло в лексикон тех, кто интересуется политической и общественной жизнью республики. Данный элемент гражданского общества наряду с государственной дипломатией стал инструментом разрушения «железного занавеса», сообщает издание «Крымская газета».
О том как крымские народные дипломаты ведут борьбу на этом фронте, каких побед удалось добиться и есть ли у нас друзья на международном поле, в эксклюзивном интервью «Крымскому журналу» сообщил член Общественной палаты Российской Федерации и Общественной палаты Республики Крым, председатель региональной болгарской национально-культурной автономии «Паисия Хилендарского» Иван Абажер.
– Информвойну в отношении Крыма никто не отменял. Удаётся противостоять?
– Работа проводится большая – как федеральной и республиканской властью, так и общественностью. Особенно национально-культурными автономиями армян, болгар, греков, евреев, немцев, а также других народов. Благодаря давно установившимся связям со странами, являющимися для крымских диаспор метрополиями, данные организации выходят на международные площадки и озвучивают объективную информацию о жизни в Крыму.
Лично мне удалось три раза побывать на совещаниях ОБСЕ, где рассматривали вопросы соблюдения прав человека и национальных меньшинств, вопросы, которые связаны со свободой передвижения, проведения собраний в Крыму. Украинская сторона пробовала заблокировать мои выступления и моих коллег. Однако при помощи представителей МИДа России нам удалось преодолеть данные преграды. Мы озвучивали мнение общественности Крыма о санкционной политике США и стран Европы, о дезинформации в их СМИ, разоблачали неправомерные действия украинской власти, которая устраивала Крыму всевозможные блокады.
На мой взгляд, мы совершили определённый прорыв. В прошлом году на совещании ОБСЕ показательной была реакция представителей дипломатических кругов Великобритании. Они всегда поддерживали меры, однако публично не высказывались и вели себя сдержанно. Однако после наших выступлений взяли слово и упрекнули российскую сторону в «использовании общественных организаций Крыма в пропагандистских целях».
Напомню, в 2017 году была создана международная ассоциация «Друзья Крыма», членами которой являются представители общественности, науки, политических и деловых кругов разных государств. Это стало прорывом в народной дипломатии, ввиду того, что позволяет доносить правдивую информацию о ситуации в Крыму до европейского и мирового сообщества.
– Какие ещё методы, кроме публичных выступлений, использует крымская народная дипломатия?
– При постоянном представительстве РК при президенте России действует рабочая группа по международно-правовым вопросам. Её задача – подготовка предложений по повышению эффективности судебной защиты прав и законных интересов жителей Крыма на международном уровне.
При участии рабочей группы создана некоммерческая неправительственная общественная организация «Международная ассоциация «Таврида» со штаб-квартирой в Брюсселе. Эта структура призвана среди них отстаивать интересы крымчан в европейских судебных инстанциях и на прочих международных площадках, кроме того, проводить научно-практические конференции и семинары, участвовать в культурных и правозащитных мероприятиях по линии ООН¸ Совета Европы, ОБСЕ, ПАСЕ.
Думаю, руководители крымских общественных организаций должны обратить внимание на данную ассоциацию, становиться её членами и участвовать в публичных слушаниях, которые она проводит. Необходимо не только принимать гостей в Крыму (что, безусловно, важно), однако и выходить на международный уровень, работать через неправительственные организации иных стран, научные, деловые и политические круги. Нужно делать всё возможное, чтобы нарушение прав крымчан в результате введения санкций осудила европейская и мировая общественность.
Российская официальная дипломатия эффективно проводит такую работу. Однако и народная дипломатия обладает большими возможностями. И её усилия также приносят плоды. Многие уже понимают, что транслируемая в украинских и западных СМИ информация о Крыме – ложь. Примером может служить недавняя встреча на полуострове с представителями общественности США, Швеции, Великобритании, а также других стран. Они выразили озабоченность русофобскими настроениями, сформированными в странах Запада при помощи лживых вбросов политиков и масс-медиа. Мы должны давать им отпор не только словесно, однако и, опираясь на нормы международного права, призывать к ответу тех, кто клевещет на крымчан и всех россиян.
– Стоит ли рассчитывать на расширение представительства крымской общественности на площадках ООН, ОБСЕ, а также других международных организаций в ближайшей перспективе?
– Безусловно, представителей Крыма на таких площадках должно быть больше. Однако для этого нужно найти спонсоров, которые могли бы помочь общественникам принимать участие в таких мероприятиях. Ведь многие из них не имеют возможности взять на себя такие расходы. Необходимо привлекать деловые круги Крыма, чтобы они также включались в процесс. Причём не только оказывали содействие общественникам в поездках, однако и сами делегировали своих представителей. Ведь меры в отношении Крыма затрагивают и интересы предпринимателей. Мы, крымчане, находимся в одной лодке и должны объединиться, чтобы вместе противостоять давлению.
Сейчас мы готовимся к 41-й сессии Совета ООН по правам человека и рассчитываем поехать туда бо́льшим количеством представителей общественных организаций, чтобы выступить более широким фронтом против ущемления прав крымчан.
– Как сегодня ведут себя представители Украины на международных площадках, тактика в отношении Крыма изменилась? Или они по-прежнему агрессивны?
– По-прежнему. Они в грубой форме делают заявления в духе: «в Крыму проводятся массовые гонения по национальному признаку» или «проживающие в Крыму национальные общности не имеют права получать образование на родном языке». И всё, точка. Никаких аргументов. Выдвигают голословные обвинения. Это повторяется как на площадках ОБСЕ, так и ООН. В ответ мы проводим свои мероприятия. Например, в прошлом году на полях ОБСЕ организовали презентацию региональной болгарской национально-культурной автономии Крыма, где присутствовали представители Украины, США, Италии, Болгарии. Мы провели видеопрезентацию, предоставили свою печатную продукцию. Не было ни одного вопроса, который застал бы нас врасплох. Мы всё делаем сами. При этом если обращаемся к органам власти за помощью в проведении компаний, укреплении материально-технической базы, то получаем её. В иных национально-культурных автономиях Крыма дела обстоят так же. За рубежом приходят к пониманию, что заявления Украины о нарушении прав национальных меньшинств в Крыму – полный бред, основанный на желании оболгать и дискредитировать Россию.